Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИКТ и выборы


Веб-камеры на выборах: как будут нас обманывать?

О. Андронова, editor@ci.ru


Единожды солгавший - кто тебе поверит?
А уж многажды солгавшему - никто.

Введение

На январских бездельных десяти днях 2011 года разобрались мы с ГАС "Выборы" ("ГАС "Выборы": история всероссийского обмана", http://www.ci.ru/inform01-02_11/p_04.htm и "ГАС "Выборы": запрограммированные чудеса продолжаются", http://www.ci.ru/inform15-16_11/p_03.htm). Выводы статьи подтвердили выборы 04.12.2011 г.

Первые 10 дней 2012 года ушли на разбор с очередной избирательной затеей.

После повального фальсифицирования избирательного процесса и переписывания реальных итогов выборов 04.12.2011 г. премьер-министр РФ заявил о выделении ОАО "Ростелеком" на организацию трансляции с веб-камер процедуры оформления его перевыборов 04.03.2012 г. 15 млрд руб.

Большие деньги для страны, где дети умирают без медицинской помощи, новые дороги строят сразу с огромными колеями (как петербургская КАД), еду ввозят из-за границы, а фейерверк из падающих ракет веселит народ в промежутках между двумя традиционными салютами 9-го мая.

Исходные данные взяты отсюда http://webvybory2012.ru/theme/ec. Данных по проекту недостаточно, хотя никакого государственного секрета в выборной теме нет и быть по закону не может, если только не готовить фальсификацию в общероссийском масштабе. Поэтому приходилось искать исходные данные в различных источниках, впрямую не относящихся к теме, но описывающих ситуацию в стране, и проверять их перекрестным методом. По итогам рассмотрения заявленных параметров проекта выводы таковы:

1. При установленном ограничении числа УИК, где будут проводить видеозапись, величиной в 60% и немотивированном выделении в особую группу 40% УИК, где видеозаписи не будет, задача обоснования легитимности выборов президента РФ 04.03.2012 г. не будет решена. Поэтому в принципе дальнейшее рассмотрение этого проекта бессмысленно. Но мы все же просчитали параметры проекта, которые можно найти в открытом доступе, чтобы определить, что получит население за свои деньги после реализации путинского задания, и размеры возможного хищения из казны. Также мы предложили свой вариант, гарантирующий в определенной степени достоверные видеозаписи выборного процесса.

2. Отсутствие видеозаписи на 40% УИК не мотивировано. По заявлению Минкомсвязи в труднодоступных районах находится 10% УИК. Остается 30%. Невозможность для трети избирателей голосовать под видеозапись Минкомсвязи оправдывает так: нельзя проводить видеозаписи в местах голосования военных и больных. Армия РФ насчитывает 1 млн граждан, что составляет 0,92% электората. Это, значит, оставшиеся 29,08% электората, т.е. более 31 млн граждан Минкомсвязи отнесло к больным? Вывод из-под видеоконтроля 40% УИК нелегитимен.

3. Веб-камеры, указанные в задании на проект, формируют видеозаписи, недостаточно четкие для понимания того, кто и что делал на избирательном участке. Это выбор для сокрытия фальсификаций избирательного процесса. Веб-камеры, выбранные для проекта, не содержат функции DTS (digital time stamp, цифровая метка времени), которая фиксирует время проведения записи и ее целостность. За 15 млрд руб. такие камеры однозначно можно купить, установить и использовать в телекоммуникационных сетях РФ. И только такие видеозаписи можно использовать для обоснования отсутствия нарушений на выборах.

4. Пропускной способности сетей, по официальным данным ОАО "Ростелеком", хватит и для остальных пользователей останется.

5. Трансляцию с веб-камер 60% УИК прервут на самом интересном моменте - на подсчете голосов в 20.00 на час до 21.00. Зачем? Ответ напрашивается сам собой, - чтобы скрыть реальные итоги.

6. О возможности просмотра видеозаписей независимыми наблюдателями, выдаче копий видеозаписей сразу по окончании избирательного процесса никто из чиновников-политиков не заикается. А ведь это - единственная цель круговерти с установкой веб-камер. Звучат осторожные голоса чиновников: "Представителям партий покажем... в отдельно выделенных местах ...заграничным наблюдателям точно транслировать не будем". Такие непонятным образом скомпилированные видеозаписи за доказательство никто в мире не воспримет. Поэтому задача обоснования легитимности выборов президента РФ 04.03.2012 г. не будет решена.

7. Цена вопроса в нашем подсчете отличается от 15 млрд руб. в разы и на порядок.

Далее пойдет текст с техническими подробностями, по которым можно проверить расчеты. Итак, посмотрим подробнее, что получит народ РФ за свои деньги в случае реализации веб-камерной инициативы премьер-министра.


1. УИК, электорат и чем они уже связаны

При выяснении количества УИКов в РФ и мест их размещения упираемся в отсутствие достоверной статистики и очередную головоломку с цифрами, которые называют официальные лица. Это стало уже неотъемлемой характеристикой нынешнего режима.


1.1. УИКи

В речи В. Е. Чурова (http://www.cikrf.ru/inv/sostavcik/biografy/churov/vistup.jsp) на начало 2011 года УИКов было 97000. Теперь иные официальные лица называют 95 и 90 тысяч УИК.

Согласно данным того же Чурова, "около 1000 УИК образованы на морских судах, находящихся в плавании. ...Избирательные участки, образованные в 364 посольствах и консульствах РФ за рубежом". Где Чуров насчитал аж 1000 кораблей России? Ну, у этого "волшебника" и 146% проголосовавших само насчиталось.



По данным форума военных моряков (http://my.mail.ru/community/voen_mor/7B00DD1C8BCCC645.html), на двух подлодках, ушедших в плавание, на едроссию не проголосовал ни один человек. Слава ВМФ России!



В Петербурге с количеством УИКов на последних выборах и вовсе вышла грязная криминальная история. Журналисты (http://www.fontanka.ru/2011/12/02/142) обнаружили зазоры в нумерации УИКов, и в последний день эти зазоры были заполнены вновь образованными 36 УИКами, на которые наблюдающих от более-менее нормальных, не ПЖиВ, конечно, партий не допустили.

На окончательных итогах подлинное волеизъявление народа РФ сказалось мало: например, в Колпинском районе Санкт-Петербурга просто перерисовали протоколы http://www.spasipiter.ru/documents/04122011_elections.htm и добавили ЕР по 8500 голосов и в Думу, и в ЗакС СПб, практически вдвое повысив улов голосов. И это без учета многократных голосований вдруг прописавшихся и запуток с отсутствием в списках людей, проживших по адресу более четырех лет.

Так что с учетом всех чуровых чудачеств в размере всей страны до 95 тысяч УИК в расчете действительно опуститься можно было бы. Но остановимся на средней цифре в 96 000.


1.2. Электорат

Избирателей Чуров насчитал 107 млн на 27.04.2010 г.

Свежие цифры о количестве электората выше - 109 237 780 человек (http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=100100028713304&vrn=100100028713299(r)ion=0&global=1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=100100028713304&type=233).

Насколько эти цифры достоверны? Судя по прошедшим 04.12.2011 г. выборам - минимум 10% не соответствуют действительности.

В 2010 г. Чуров заявил: "На последних федеральных выборах по нашим оценкам отличие списков избирателей, сформированных системой, от уточненных списков составило менее 1%, а в единый день голосования 14 марта 2010 года - 0,39%".

Однако 04.12.2011 г. расхождения по спискам составляли по 10% и более. Определяется это расхождение по дополнительным спискам, куда вследствие отсутствия в основных списках (при том, что люди прописаны уже более 4-5 лет) при 1000 проголосовавших записывали по 100 и более человек. Как Чуровым соратникам удалось так кардинально ухудшить качество списков всего за полтора года?

При таких показателях порчи процесса менеджера гнали бы хозяева взашей, и деньги бы определили к возврату. А этого всей страной во главе с Президентским советом с работы за утрату доверия не выгнать.

Впрочем, над умением В.Е. Чурова считать издеваются не только граждане РФ, и заграница смеется во весь голос: http://www.newsru.com/russia/28dec2011/wsjfraud.html.

Еще одна вводная: с 01.11.2011 г. ведение базы данных адресов в РФ передали налоговикам (см портал fias.nalog.ru). Тут и выяснилось, что за 10 лет и за все миллиарды на "Электронную Россию" такой базы, фактически, не создано. Из 120 млн адресов в базе достоверных 1 млн (http://www.ci.ru/inform21-22_11/p_25.htm, http://www.rg.ru/2011/11/11/fias.html). Вывода два: или у Чурова есть какая-то секретная точная адресная база данных, либо опять чиновники лгут.



Чуров Владимир Евгеньевич. За массовую фальсификацию выборов 04.12.2011 г. и их итогов совет по правам человека при Президенте РФ 23.12.2011 г. заявил о необходимости отставки Чурова "в связи с утратой доверия". Также Совет потребовал: привлечь к уголовной ответственности виновных в фальсификациях лиц, обновить составы избиркомов в преддверии президентских выборов в марте 2012 года и обеспечить на них максимальные гарантии честного и свободного волеизъявления граждан. Также правозащитники призвали обеспечить скорейшее принятие нового избирательного законодательства с целью проведения досрочных парламентских выборов и предложили создать некий переговорный механизм, который позволил бы наладить взаимодействие между гражданами и властью при переходе к новой политической реальности.

Сам Чуров промолчал, а член ЦИК от партии "Яблоко" Елена Дубровина сказала: "Каких-либо правовых, юридических последствий это решение не имеет".

Для характеристики Чурова достаточно посмотреть, как он предоставляет о себе сведения. Так, высшее образование Чуров получил на факультете журналистики ЛГУ, печатался как журналист в различных изданиях, затем ускоренно обучился на физфаке, причем на специальность "физика атмосферы", т.е. не столько технической, сколько описательной.

Также указывалось, что он якобы закончил нашу тридцатку в 1970 г. - школу № 30 при матмехе ЛГУ. Однако, как только выпускники тридцатки собрались изгнать его из списка выпускников, выяснилось, что он никогда не обучался в нашей знаменитой школе, а учился в школе № 38, которая впоследствии была присоединена к школе № 30.



1.3. Подключения

Итак, пусть 96 000 УИК. Теперь оцените разницу в оценках количества школ и их подключения к Интернет в отчетах министерств образования и связи РФ.

К концу 2007 года за 3 млрд рублей компания "Синтерра" подключила к Интернет более 52 тысяч школ на скоростях как минимум 128 кбит/с по всей без исключений территории РФ. Это - согласно официальному отчету двух министерств - образования и связи.

За прошедшие 4 года к концу 2011 года, по словам провайдеров "конечной мили" доступа к Интернет, части сельских школ скорость подключения подняли до 512 кбит/сек и даже до 1 мбит/сек. В Москве, Петербурге и городах с населением до 300 тысяч человек продавцы последней мили повсеместно предлагают от 1 мбит/сек и в разы-порядки выше - 50, 70, 100 мбит/сек.

Далее начинаются нестыковки: министр Щеглов Игорь Олегович и его заместитель Массух Илья Иссович из Минкомсвязи твердят, что в школах расположено не более 60% УИКов. То есть из 96000УИК х 0,6 = 57600 УИК располагаются в школах.

В школах Москвы и Петербурга да и других городах-миллионниках, как правило, в одной школе располагается по три УИК. Таким образом, всего под УИКи задействовано от 19200 до (где-то ведь и по одному УИК на школу) 30 000 школьных зданий. Это явно те, в которых Интернет-доступ есть.

Затем чиновники Минкомсвязи заговорили о том, что за 4 года (2007-2011) 20% школ закрылись, и здания бывших школ находятся якобы в разрухе и запустении с отключенным доступом в Интернет. То есть, берем цифры Фурсенко, 52000 школ на конец 2007 г. х 0,2=10400 школ-зданий покинуты, и осталось в стране всего-навсего 41600 школ?

Это настолько уменьшилась молодая часть населения России, или обезлюдело столько селений?

После проведения за 17 млрд руб. всероссийской переписи осенью 2010 года цифр пока так и не предъявили. Неофициально говорят о 89 переписанных миллионах населения РФ. Напомню - официальная цифра численности населения до переписи была 142 млн человек.

Так что ответа два: либо с 2007 года народ резко уменьшился в количестве под мудрым руководством Путина (хуже, чем в Великую отечественную войну!), либо деньги на перепись расхитили, а описные листы нарисовали наобум, хуже, чем протоколы на выборах 04.12.2011 г.

И в то же время за 1 (один) год по данным госизбиркома электорат прирос на 2 млн человек (см. выше ссылку).

Нет, это не статистика, а какое-то волшебство, притом злое.

Теперь про случаи размещения УИК не в школьных зданиях. А где? Минкомсвязи называет центры досуга, библиотеки и местные администрации.

По официальным данным Россвязи, к концу 2009 года каждый населенный пункт был ею телефонизирован (http://www.rossvyaz.ru/press/p139/news176.htm).

То есть по 128 кбит/сек на жилую точку уже два года имеем, а уж в местных администрациях - гарантированно. Сельхозадминистрации еще в СССР телефон имели.

Центры досуга в настоящее время практически все содержат компьютерный клуб и игорные автоматы. Библиотеки имеют доступ в Интернет, и, фактически, это тоже компьютерный клуб, даже если он называется по-другому.

Видеокамеры в центрах досуга тоже зачастую установлены - следить за посетителями либо на случай визитов неангажированных правоохранителей.

Так что велика Россия, но населенные медвежьи углы без проводов - это байки из разряда развесистых клюкв.


1.4. Где нашли 40% УИКов, лишенных веб-камер?

По словам "Российской газеты", официального издания российского правительства, "к президентским выборам в марте 2012 года веб-камеры будут установлены на 60 процентах избирательных участков", http://www.rg.ru/2011/12/21/kamery-anons.html. Давайте поищем те УИКи, которым будет отказано в размещении веб-камер.

Труднодоступные районы вообще-то малонаселенны. Но Массух И.И. из Минкомсвязи заявил, что в труднодоступной местности расположены не менее 10% участков, и они останутся без видеонаблюдения (http://riw.ru/russia_polit106369.html).

Посмотрим на примере Воронежской области (http://vrntimes.ru/news/view/3688-Voronyezhskiye_izbiratyelniye_uchastki.html): отнюдь не труднодоступная середина европейской части, и к самым бедным не отнесешь. Всего УИКов 1684, к проблемным председатель облизбиркома Владимир Селянин отнес 100 штук. Причины он называет те же две, что и чиновники сверху.

1) Бывшие школы уже не работают и закрыты. Т.е. за 4 года народу так катастрофически уменьшилось и нового не народилось! Это ж какую социальную политику губернатор вел, и почему президент его не уволил?

2) Население находится на полевых станах различных сельхозпредприятий.

Начать с того, что 100/1684х100=6%, а не мифические 40% УИКов, на которых невозможно организовать запись веб-камерами. Но и это не все, - почему 04.03.2012 люди должны работать "на полевых станах различных сельхозпредприятий"? Это ж Россия, а не Африка с Индией, еще снег лежит вовсю в первое воскресенье марта, никаких посадок и сбора урожая не предвидится даже в случае резко-обвального глобального потепления. Или навоз на поля нынче вывозят всем селом и именно в выходной?

Вот с такими "достоверными" чиновниками ныне страна живет.


Да, и чтобы еще сократить количество обвешенных веб-камерами УИКов, г-н Массух озаботился нежеланием больных показывать себя посторонним и строгой секретностью воинских частей (http://www.rg.ru/2011/12/21/kamery-anons.html). Разберемся с этими цифрами.

За вычетом выше обозначенных г-ном Массухом 10% населения на труднодоступной территории остается еще 30% электората, для которых веб-камер не дадут.

Не будет народу видеозаписей там, где солдатики голосуют строем и все сплошняком за обозначенную лично премьер-министром РФ Путиным цель. Но позвольте, численность армии нынче после сердюковых сокращений определена в 1 млн человек. Причем какая-то часть живет в гражданских квартирах в городах, а не в казармах и не на отшибе, так что голосуют они среди обычного гражданского населения. Голосовать, напомню, должны 109 млн человек. Т.е. военные составляют менее 1%, 0,92%, никак не оставшиеся на недоступной территории 30%.

Т.е. с "труднодоступными" набирается 10+1=11%. Куда делись еще 40-11=29% населения?

Чиновники списывают на больных. Умножаем 109 млн способных голосовать граждан на 29% и получаем 31,61 млн человек. Многовато болящих, однако, даже для нынешнего уровня здравоохранения в стране.

Как известно, сумасшедшие дома регулярно голосуют за указанную лидером ЕР партию. Так, например, ставшее мемом название клипа находит подтверждение в данных о голосовании на избирательных участках, созданных в больнице им. Скворцова-Степанова и в городских психо-неврологических диспансерах. За ЕР на выборах в ЗакС Санкт-Петербурга проголосовало:

84,15%
81,21%
90,50%
58,23%
71,90%
84,46%
61,54%

(Там, где цифры ниже 80%, голосовали также за ЛДПР и КПРФ).

Может, видеозаписи именно таких результатов в категории "больных" голосов на будущих выборах и стесняются чиновники заранее?

Но все-таки не треть же населения больна душевно и разумом слаба, у кого-то есть и другие нозологии. Где эти больные 31,61 млн граждан, и куда поступят их голоса?

Есть еще и заключенные. Так, в Санкт-Петербурге (http://www.gazeta.spb.ru/616860-0/): "Арестанты, находящиеся в СИЗО "Кресты", также не отказали партии власти в поддержке: на расположенных здесь трех УИКах (481, 482, 483) на выборах в Госдуму "Единой России" досталось 62%, 76% и 70%; ЗакСа - 62%, 76% и 87%". Но в сентябре 2011 года министр юстиции Александр Коновалов отчитался: "Количество заключенных в России сократилось в 2011 году до 650 тысяч человек" (http://ria.ru/society/20110921/441152706.html). Опять на 30 млн не натягивает.

Из всей этой статистической круговерти, несовпадения официальных цифр в разы и порядки один вывод точно можно сделать: за наши бюджетные деньги так врать нельзя.

Для определения количества УИК, на которых будут развешивать веб-камеры, поскольку Фурсенко, "Синтерра", Массух со Щеголевым и некоторые местные чиновники к ним в придачу в цифрах путаются, аки Чуров, остановимся на озвученных 57600 УИКах (60% от всего количества УИК). И все они уже подключены к телекоммуникационным сетям, т.е. имеют скорость подключения, как минимум, 128 кбит/сек и выше, в разы выше.

Если 40% голосов будут оформлены в условиях, которые никак не будут фиксироваться на видеозапись вообще, это лишит смысла всю путинскую затею с развеской веб-камер: для получения оставшихся до половины 10% голосов у руководителя режима шансы есть, хотя бы на Кавказе. Т.е. никакого влияния на создание даже видимости легитимности суета за 15 млрд иметь не будет.

И к нелегитимным главе Совета Федерации РФ, Государственной думе РФ (две палаты парламента) мы получим еще и незаконного президента. Такого кошмара Россия не знала с 1917-го года. Как бы не с теми же последствиями....


2. Аналог системы за 15 млрд давно работает бесплатно

Полагается при описании всякого крупного проекта изучить аналоги. Ибо ничто не ново под луной, и уж в области информационно-коммуникационных технологий стране, где по итогам 10 лет и огромных потраченных миллиардов даже список адресов в базу данных достоверно занесен лишь на 1/120 - 0,83%.

Прежде чем разбираться с особенностями национальной веб-трансляции и записи, вспомним о системе, давно уже обслуживающей несколько миллионов пользователей.

Под конец 2011 года в интервью сотрудники российского представительства компании D-Link (http://www.ci.ru/inform21-22_11/p_19.htm) в качестве примера одного из востребованных в России сервисов рассказали о бесплатной услуге myDlink. Покупаешь их видеокамеру за $50 и роутер (он же маршрутизатор) за $90. Видеокамер на один роутер можно подключать до 6 штук. Включаешь, - и аппаратура сама устанавливает себе необходимое программное обеспечение с приложенного компакт-диска, налаживает его. Заходишь в Интернет, вводишь свой уникальный номер из 8 цифр - и все! Заходи на сайт mydlink из любой точки земного шара и любуйся на свой дом, офис - на ту точку, куда нацелена камера. ЭТОТ СЕРВИС БЕСПЛАТЕН. Им уже пользуются НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ человек по всему миру. В РФ УИКов, напомню, 96000. Т.е. минимум в 10 раз меньше.

При заказе в сотню тысяч комплектов цена в $140 будет значительно снижена.

На прошедших выборах некий человек уже воспользовался этим сервисом на территории Ленинградской области, купив 64 комплекта.

Таким образом, та "система", которую взялись городить по заказу Путина чиновники + Ростелеком, уже существует. Перечня камер и роутеров здесь приводить не буду, чтобы не упрекали в рекламе.

Есть еще сайт bambuser.com, базируется в Швеции. Разработчик ПО - Bambuser AB. ПО Bambuser - это бесплатное приложение для мобильных телефонов, смартфонов и веб-камер для онлайн трансляции видео. Достаточно скачать программу, зарегистрироваться на сайте и создавать свои подкасты. Видео записывается в формате flv, его можно скачать на компьютер или смотреть онлайн. Работает с GPRS / Edge / 3G / Wi-FI. Приложение доступно практически для всех мобильных платформ: Symbian, Android, Maemo, iPhone, Bada, Windows Mobile. Есть настройки: качества видео (лучший поток, нормальное, лучше детали) и аудио (выкл, нормальное, высокое), выбор передней или тыльной камеры, название ролика, доступность трансляции (всем или приватная), хранить ли ролик на сервере, определение GPS позиции, аккаунт на Bambus`e, точки доступа.

Bambuser также интегрируется с широким спектром глобальных платформ и социальных сетей, таких как Facebook, Twitter и Myspace. Можно вставлять канал Bambuser или конкретное видео в блог или сайт, оставить его там до принятия решения, где вы хотите поделиться своим опытом в реальном времени. Все, что надо, - зарегистрироваться на bambuser.com, это занимает меньше минуты и это бесплатно.

Все, что необходимо добавить к вышеперечисленным серверам, - это запись на жесткие диски для дальнейших просмотров, в судах, например.


Еще раз: при разработке эскизного проекта всегда приводят аналоги. Иначе говорить о какой-то мало-мальской обоснованности всей затеи не приходится.

Министр Щеголев И.О. поторопился заявить, что аналогов разворачиваемой системы нет. Хотя 5 минут поиска в Интернет избавили бы его от такой грубой нелепой ошибки.



Щеголев И.О. по образованию гуманитарий: закончил факультет журналистики Лейпцигского университета (журналист, как и В.Е. Чуров), и переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. Мориса Тореза. В интересах государства следовало ему какого-то референта технически грамотного подобрать, чтобы откровенных глупостей министр не произносил.



Разблюдовка заявленных чиновниками стоимостей, по словам замминистра связи и массовых коммуникаций РФ И.И. Массуха (http://top.rbc.ru/society/19/12/2011/630699.shtml), такая: 5 млрд руб. чиновники требуют на создание системы для сбора, обработки и передачи видеоинформации (сюда же входит установка, монтаж и настройка оборудования). Еще по 5 млрд руб. просят на создание телекоммуникационной сети доступа с требуемой пропускной способностью, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы, а также на модернизацию сетей передачи данных с целью обеспечения требуемой пропускной способности.

Посмотрим подробнее, на что же будут списывать 15 млрд руб.


3. Параметры веб-трансляции и видеозаписи

Параметры путинской "задумки" озвучены на недавно открытом официальном сайте, причем смешное начинается сразу:

"domain: WEBVYBORY2012.RU
nserver: ns1.o7world.ru.
nserver: ns2.o7world.ru.
state: REGISTERED, DELEGATED, UNVERIFIED
person: Private Person
registrar: REGISTRATOR-REG-RIPN
admin-contact: mastername.ru"
=>
"domain: O7WORLD.RU
nserver: ns1.o7world.ru. 46.61.180.111
nserver: ns2.o7world.ru. 46.61.180.112
state: REGISTERED, DELEGATED, VERIFIED
org: JSC "AT Group""
=>
"% The RIPE Database is subject to Terms and Conditions.
% See www.ripe.net/db/support/db-terms-conditions.pdf
% Note: this output has been filtered.
% To receive output for a database update, use the "-B" flag.
% Information related to '46.61.180.0 - 46.61.180.127'
inetnum: 46.61.180.0 - 46.61.180.127
netname: Rostelecom-MMT

Честь открытия этого нетривиально зарегистрированного адреса принадлежит автору Shapa сайта habrahabr.ru/ - http://habrahabr.ru/blogs/it-infrastructure/135003/.

Параметры оборудования для фиксации ситуации на избирательных участках (ИУ) и трансляцию расписаны здесь: http://webvybory2012.ru/theme/ec.

Отметим наиболее одиозный ляп из набора - Web USB камера.


3.1. Веб-камеры

Для веб-камеры чиновники выбрали следующие параметры: поддерживаемое разрешение не менее 640х480, захват видео не менее 25 с поддержкой режима 15 кадров/сек.

И.О. Щеголев, министр связи: "На каждом участке будет размещено не менее двух камер, но и не более, потому что каждая камера удорожает проект на 30-40%. На каждом участке будет находиться компьютер, где будет вестись запись, он же будет конвертировать ее в необходимый формат и передавать через различные типы подключений в Интернет через распределенную сеть, чтобы гарантировать устойчивость сети".

Сначала про качество камер, потом про "удорожание на 30-40%".

Вот мнение Е. Богера: "Веб-камеры, подключающиеся по USB, предназначены для транслирования себя любимого через скайп, а никак не для видеонаблюдения. У них, в частности, нет никакой вменяемой оптики, изображение получается очень низкокачественным".

Отметим, что USB-интерфейс выбран именно для плохого, ОЧЕНЬ плохого качества записи. Распознать на такой картинке лицо будет трудно.

Ethernet-подключение позволило бы установить веб-камеры хорошего качества, вплоть до HD, и обеспечило картинку, как в современном телевизоре.

А ведь уже существует множество программ, которые позволяют распознавать лица, сравнивать их с уже сделанными записями и вычислять искомого человека.

Так, например, в сентябре 2011 г. (http://www.press-line.ru/novosti/2011/09/unikal-naya-sistema-raspoznavaniya-lic-poyavilas-v-noril-skom-aeroportu.html) сообщалось, что в норильском аэропорту опробована отечественного производства система распознавания лиц "Таймыр-2". В течение 1 сек система распознает снимок лица человека и проверяет его по более чем 100 тысячам записей в базе разыскиваемых. Программа также распознает лица, которые были визуально изменены.

Преимуществ веб-камер нормального качества на ИУ несколько. Отметим два основных.

Первое. Зафиксировав на видеокамеру нормального HD-качества лицо, можно распознавать "карусельщиков" на втором подходе.

04.12.2011 г. наблюдатели зафиксировали многочисленные факты: карусельщики голосовали на одном УИК в школе, спускались (или поднимались) на этаж, заходили на второй - и там голосовали, затем на третий, поскольку в школах Питера, как правило, в одном здании школы размещали по три УИКа.

ПО "Таймыр-2" сработает за секунду, поток - отнюдь не 100 тысяч, а в лучшем случае 3 тысячи за день на одну школу с тремя УИКами. В Колпинском районе Санкт-Петербурга в сумме 68 УИК, т.е. голосовать пришло примерно 70 тысяч человек. Нарушитель закона о выборах, проголосовавший в Питере, в Москву не подастся, а пойдет, как это задокументировано на примере депутата ЗакС СПб от ЕР А.Р. Салаева (http://www.novayagazeta.ru/inquests/49943.html, http://www.novayagazeta.spb.ru/2011/91/4, http://www.novayagazeta.spb.ru/2011/91/8.), на УИК рядом.

Вот и другие аналогичные программы, чтобы читатели не упрекали в заказной рекламе - VOCORD FaceControl Cистема, http://www.vocord.ru/241/. Особенность: "Автоматическое формирование базы фотографий лиц, попавших в поле зрения камеры". Или вот еще, http://www.endura.ru/city.php: "Система видеонаблюдения Endura для города". В ее составе - 40 камер для распознавания лица.


Второе. Отсутствие перерывов в видеозаписи и ее подлинность обеспечивают так называемые DTS - digital time stamp. Это когда в каждый кадр встраивается цифровая метка, которая позволяет определить время создания кадра и тем самым проверить соблюдение их последовательности. DTS и гарантирует подлинность записи.

Но эта функция существует только в нормальных камерах, а не в той дешевке, которую подобрали под заказ премьер-министра РФ чиновники.


О какой сохранности записей с веб-камер можно говорить в стране, где этих камер в центре столицы государства было установлено много и за огромные бюджетные деньги, а когда машина нефтяной компании "Лукойл" с шофером Владимиром Картаевым и вице-президентом по безопасности Анатолием Александровичем Барковым 25.02.2010 года на Ленинском проспекте (площади Гагарина) убила двух женщин - все записи пропали. И никакие правоохранители ничего не нашли.

Так то были коммерческие денежки, а 04.03.2012 речь пойдет об огромных бюджетных деньжищах. И кто-то в здравом уме и трезвой памяти ожидает, что видеозаписи фальсификаций уцелеют?! Есть основания полагать, что они испарятся точно так же, как лукойловские, и как бы не в тот же момент, как эти фальсификации начнутся.




Редактировать видеозапись на лету умельцев в РФ немного, так что в самих УИК (60% от общего числа с видеозаписью) за достоверность можно было бы не опасаться. Но это если видеозапись сразу дадут скопировать представителям не-путинской стороны выборного процесса. И не будут отключать видеозапись на "чуровский час" с 20.00 по 21.00.




В принципе просматривать картинку с УИК можно в случае разногласий, потому что просто так сидеть и смотреть 12 и более часов подряд вряд ли стоит. А вот если из УИК звонят граждане в ТИК и сообщают об экстренной ситуации, - тогда изображение выводится крупно на экран, фиксируется необходимость вмешательства и поведение официальных лиц.

Так, например, 04.12.2011 г. член УИК № 699 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга, расположенного в школе № 188 на ул. Стасовой, 4, к. 2, Ю.Л. Стерник зафиксировал следующее правонарушение: "Пришли люди, получающие бюллетени по справкам, подтверждающим их место нахождения на территории этого участка, причем справки эти не изымались, а ознакомиться с ними мне не дали, под предлогом "в них содержатся персональные данные". Выдавала бюллетени по этим справкам председатель УИК № 699 С.Н.Куракина. ...Я обнаружил, что проголосовавшие на участке № 699 наемники ...переходят после голосования этажом ниже на участок № 700 и голосуют по тем же или таким же справкам повторно. На этом участке находилась вторая половина массового десанта наемников, переходившего с одного участка на другой, а выдававшая бюллетени председатель УИК № 700 Е.В. Прошкина, как и С.Н. Куракина, сидела в дальнем углу помещения и была скрыта от наблюдателей за спинами десанта и столами для голосования. Во время получения на этом участке бюллетеня женщиной, которая ранее проголосовала на нашем участке, я обратился к Е.В. Прошкиной с просьбой зафиксировать фамилию повторно голосующей женщины для последующей проверки по спискам бюллетеней, выданных в УИК № 699. Вместо того чтобы пресечь фальсификацию результатов выборов и привлечь к ответственности тех, кто ею занимается, полиция в лице ст. лейтенанта Павлова, дежурившего у стола, где Е.В. Прошкина выдавала бюллетени наемникам, подоспевшего на шум и не представившегося мне майора, руководившего нарядом полиции, а также человека в штатском, который представился руководителем отдела законности Администрации Красногвардейского района СПб, выдворили меня по требованию Е.В. Прошкиной с участка.

Мое сообщение о том, что многие лица, стоящие в очереди на получение бюллетеней, как и женщина, о которой шла речь выше, уже проголосовали на участке № 699 и пытаются проголосовать повторно, было оставлено без внимания, а остальные наемники, проголосовавшие на участке № 699, продолжали как ни в чем не бывало получать бюллетени и голосовать. Все это происходило при попустительстве УИК, полиции и председателя ТИК № 4 И.А. Зарипова, к которому я обратился с письменной жалобой, но который ничего не сделал для пресечения фальсификации выборов и даже не позвонил на участки № 699 и № 700, чтобы задержать наемников, установить их личности и прекратить выдачу им бюллетеней". Это - цитата из заявлений прокурору Санкт-Петербурга С.И. Литвиненко и руководителю ГСУ Следственного комитета по Санкт-Петербургу А.В. Лавренко от 21.12.2011 г. Ответа нет. Как нет ответа на заявления от 05.12.2011 г. и - судя по всему - нет и расследований.




Довод в пользу всенародного обсуждения очередной выборной панамы. 21.12.2011 г. в ЖЖ (http://olga-andronova.livejournal.com/81196.html) был опубликован текст: "Поскольку веб-камера видит только фигуры и лица, никакого раскрытия сведения о том, КАК человек проголосовал, не происходит. Так что никакого закрытия каналов в принципе не требуется. Зачем наводить тень на плетень и списывать деньги на несуществующие потребности и услуги спецслужб? Работает же видеонаблюдение на улицах - и ничего, Конституция от этого не поперхнулась (ее от другого уже давно крючит - от наглости режима и судей).

И не заморачивайтесь вопросами "безопасности": это поток, и перехватить его можно только в самой видеокамере. Юридически это равно уничтожению ИУ. А технически - сорвать камеру и сжечь на месте. Представьте себе телевизор - Вы можете "перехватить" ТВ-сигнал и не пустить его в телевизоры? То-то и оно: только взрыв телецентра".

Затем сайт http://webvybory2012.ru/ приписался в мой ЖЖ в "друзья", и вот в документе за подписью Массуха от 27.12.2011 г. появилась фраза "Отсутствие интегрированных модулей криптошифрования типа Trusted Platform Module (TPM)". Значит, откровенная гиль и вранье у чиновников уже не проходят.



Вот мнение Е. Богера о веб-камерах для нормальной видеозаписи с возможностью распознавания лиц: "...Существуют хорошие камеры видеонаблюдения, стоят они вполне разумные деньги. Можно купить HD камеру (т.е. разрешением в 10 раз больше) за $200-$250 (цены оптовые). Такие камеры имеют нормальный объектив, настраиваемое фокусное расстояние и автоматическую диафрагму. При этом камера подключается в существующую сетевую инфраструктуру (Ethernet/WI-FI) и не требует компьютера для записи данных, т.к. встроенное ПО камеры позволяет писать сжатое в H264 видео на SD-карту (еще $100 или 3200 руб. за 64 ГБ).

Вот пример: http://shop.nag.ru/catalog/04452.Videonablyudenie-SKUD-OPS/04904.IP-kamery/07617.SNR-CI-DB20. Так что беспокоит даже не то, что товарищи решили распилить 10 из 15 млрд руб., а то, что на их камерах просто физически ничего увидеть будет нельзя".

На сайте www.price.ru необходимые для записи и распознавания в случае мошенничества веб-камеры стоят в розницу, начиная с 8000 руб.

Умножаем 57600 УИКх8000 руб.=460 800 000 или 460,8 млн руб. Если вешать по две камеры, то за 921,6 млн руб. можно обеспечить видеозаписи нормального качества.


Смотрим на сайте www.price.ru заявленный чиновниками товар: цена в розницу в среднем 300 руб.

Умножаем 300 руб. х 57600 УИК = 17280000 или 17,28 млн руб.;

Если по 2 веб-камеры, то будет 34560000 (34,56 млн руб.);

Если по 3 веб-камеры (от чего оказался министр Щеголев под предлогом "будет на 30-40% дороже), то будет 51840000 (51,84 млн руб.);

Это розничные цены, при таком большом опте скидка точно будет немалая.

Итак, ценовая разница между веб-камерами, способными решить задачи фиксации ситуации на выборах, и теми, что выбрали чиновники, - раз в 30. Нормального качества камера стоит 921,6 млн руб., выбранного чиновниками - 34,56 млн. руб.


3.2. Ноутбук, ПК и работа

Смысл в наличии компьютера на ИУ только тот, что полноразмерное видео можно на него и транслировать, а в Интернет передавать с меньшим разрешением или меньшим количеством кадров. Если не будет перерывов в записи, то для нормальных судов она будет доказательством.

Все-таки нужно будет проверять отсутствие на компьютере ПО для редактирования видео влет. Судя по опыту безобразий на ИУ 04.12.2011 г. за проверку ПО придется повоевать, и за работой программиста на ноутбуке последить. Хотя редактировать с заменой кадров очень сложно, скорее будут просто вырезать "ненужные" властям куски видеозаписи.

Теперь посчитаем параметры видеозаписи и потребный объем для записей на жестких дисках.

24 часа трансляции с УИКов видеозаписи в полном стандарте H264 high profile с обеспечением качества, как у хорошего телевизионного сигнала при 25 кадрах/сек - это объем примерно в 11 Гигабайт, на 2 веб-камеры - 22 ГБ. Так что объема HDD (жесткого диска) в 64 ГБ хватит. 24 часа - это, конечно, слишком много, скорее всего, избирательный процесс уложится в 16 часов, но остановимся на такой, заведомо охватывающей весь избирательный процесс продолжительности.

Однако путинские чиновники обрезали качество видеозаписи до невменяемых 15 кадров/сек и разрешения 620х480. В этом случае видеозапись займет всего-то около 350 мегабайт - 0,35 ГБ. На две веб-камеры - 0,7 ГБ.


Ноутбуки, судя по заявленным характеристикам, выбирали из тех, что на складах завалялись, и их готовят под списание. Процессор Intel Core i3 или i5 с тактовой частотой не менее 2,93 ГГц. Оперативная память не менее 2 ГБ DDRx. Диск не менее 64 GB (HDD или SSD), SATA II. Розничная цена - 20 000 руб. максимум.

Считаем стоимость компьютеров, подключенных к веб-камерам:

20 000 руб. х 57600 УИК = 1 152 000 000 руб. = 1 млрд 152 млн руб.

И точно будет скидочка за опт!


Установить все это богатство в УИК надо 1 (одного) человека: привертеть подставку под видеокамеру (две), всунуть провода в компьютер и от него - к электрической розетке. В школах есть учитель информатики - он освоит эту работу за 1 час после окончания уроков. Ну, пусть за 2 (два) часа.

В остальных местах - центры досуга, например, где видеонаблюдение на входе уже есть, добавят по камере-две в помещения. В общем-то всю эту работу по прикручиванию веб-камер можно сделать в стране за 1 (один) день.

На особо удаленные УИКи в русских деревнях, куда денег, не в пример Кавказу, не доносят, - уйдет по нашему бездорожью три дня. Хотя кто там голосовать будет? Три старухи на одну деревню? Их скорее автолавка объедет. А там видео-не видео, к бабке не ходи, какой партии и чьему кандидату нарисуют.

Так сколько за работу? Даже если по 2000 руб. за УИК (вот учитель-то обрадуется при его окладе в 10 тыс. руб., да и сисадмин в центре досуга):

57600 УИК х 2000 руб. = 115 200 000 - 115,2 млн. руб. С налогами на зарплату - 172,8 млн. руб.

У автора Владислава Светлова (http://vkontakte.ru/topic-32969546_25656830) другой расчет стоимости установки по три веб-камеры на УИКе:

"Стоимость работ по установки 1 вебкамеры на 1 избирательный участок. Рыночная цена таких работ в разных регионах варьируется от 5 до 15 тыс. руб. Возьмем среднюю цену 10 тыс. руб. за установку одной камеры с учетом крупного заказа для компаний. Делаем расчет 171 000 вебкамер х 10 000 руб. = 1 710 000 000. Итого: по работам 1,7 млн руб.".

Полагаю, 10 тыс. руб. за установку ОДНОЙ веб-камеры - это все-таки московские расценки.

Еще сетевые фильтры? Красная розничная цена 190 руб. 190 руб. х 57600 УИК = 10 944 000 или 10,94 млн. руб.


3.3. Запись на НЖМД

Согласно озвученным требованиям к проекту, запись будет вестись на жесткие диски ноутбуков/ПК и в неких семи центрах обработки данных, расположенных по семи федеральным округам.

Каким образом со сбором видеозаписей от нескольких миллионов клиентов справляются на бесплатном, подчеркиваю, сервисе - сайте компании D-Link, - полагаю, можно у них и уточнить. Или у Bambuser'а.

Запись с видеокамер на УИКах можно также вести на компьютеры ИК (избирательных комиссий) С (субъектов) РФ. Оговорим, что трансляция должна вестись 24 часа круглосуточно. С одного УИК - это примерно 22 ГБ в нормальном качестве или 0,7 ГБ в чиновничьем исполнении.

Беру информацию по ГАС Выборы из обзорной статьи ("ГАС "Выборы": история всероссийского обмана", http://www.ci.ru/inform01-02_11/p_04.htm):

Оценим объем видеозаписей. Если ВСЕ УИК оборудовать веб-камерами и вести видеозапись в нормальном качестве 24 часа подряд:

На одну ИК С РФ: 22 ГБ с УИК х 1144,6 УИК = 25181,2 ГБ или 25,2 ТБ.

На всю страну: 22 ГБ с УИК х 96000 УИК = 2112000 ГБ или 2112 ТБ.

Для 60% УИК, которые оставили чиновники, но в нормальном качестве:

57600 УИК х 22 ГБ = 1267200 ГБ или 1267,2 ТБ. Округлим - 1268 ТБ.

В выбранном чиновниками качестве 620х480 потребуется всего 57600 УИК х 0,7 ГБ= 40320 ГБ или 40,32 ТБ.


Цена диска емкостью в 1 терабайт в розницу порядка $150. При такой массовой скупке дадут скидку с розничной цены.

Но здесь надо учитывать, что впрямую перемножить не удастся, потому что скорость записи на НМЖД - величина ограниченная. Реально одновременно на 1 НМЖД можно записывать не более 8 потоков разрешением H264 или около 200 потоков принятого чиновниками разрешения 640х480. (Потоки при записи будут мешать друг другу, поэтому оставили 200, а не 240).

Это означает, что за сутки 1 (одна) вебкамера запишет за 24 часа 11 ГБ нормального качества, при этом займет 1/8 диска. То есть по 2 камеры с 4 УИКов займут под себя 1 (один) диск.

На 57600 УИК по 2 камеры с нормальным качеством на каждый, - это означает всего 115 200 веб-камер или 14 400 жестких дисков.

В избранном чиновниками качестве на 1 (один) диск пишется 200 каналов (по 2 потока с УИКа), т.е. на 100 УИКов потребуется 576 дисков.

В принципе при нормальном качестве записи H264 в каждом из 7 ЦОДов можно поставить одно хранилище на все диски (получится 14 400/7 ЦОД = 2100 дисков в одном хранилище ЦОД), и оно будет прямо писать потоки (но тогда придется брать другие диски).

В избранном качестве видеозаписи в каждом ЦОДе придется подключать 576/7 ЦОД = 85 дисков. В этом случае смысла городить хранилище нет, и достаточно поставить серверы. На каждый сервер можно подключить по 6 НЖМД, итого потребуется 15 серверов на один ЦОД, 105 серверов на всю страну.

Цену хранилища не считаем - это вариант УЖЕ не выбран в путинском проекте.

Без стоимости дисков каждый сервер стоит максимум 35 000 руб.

Цена серверов: 105 х 35 000 руб. = 3 675 000 или 3,675 млн. руб.

Оптимальный вариант при таких параметрах - писать видео на самом УИКе. Потому что городить ЦОД ради размещения 15 серверов вряд ли стоит. Раздача потоков для наблюдающих решается на уровне коммутационного оборудования ОАО "Ростелеком" правильным выбором коммутаторов, установкой правил коммутации, созданием адресного пространства.

Цена НЖМД примерно 3000 руб. за 500 ГБ.

Терабайтные - $150 или 4800 руб. Для подсчетов выберем диски подороже.

Итого стоимость дисков для гарантированной записи и хранения видеопотока:

Терабайтных для видеозаписи в нормальном качестве 24 часа подряд - 4800 руб. х 14 400 НЖМД = 69 120 000 или 69,12 млн руб.

В чиновничьем качестве 4800 руб. х 576 НЖМД=2 764 800 или 2,765 млн. руб.

Это все - без скидок за опт. Можно бы и по 500 ГБ диски брать, будет дешевле.


А обслуживание? А какое обслуживание? Поставить сервера, подключить их к сетям - это нормальная работа персонала ЦОДов. Если с перекурами, распиванием чаев, посещениями социальных сетей, чатами и матами - неделя на все. В стране уже работает ГАС "Выборы", на содержание которой платятся большие деньги. По минимуму, как сообщал Чуров, 1,7 млрд руб. в год, в том числе и зарплата персонала. Перечень работ и количества специалистов см. "ГАС "Выборы": история всероссийского обмана", http://www.ci.ru/inform01-02_11/p_04.htm.

Разумно организовывать новые ЦОДы в рамках уже существующих огромных вычислительных комплексов ГАС "Выборы". Их описание см. в той же статье. И в этом случае дополнительно никаких зарплат не требуется.

Раздавать потоки по запросу в партии, судя по словам министра Щеголева, никто не собирается. Так, "организуют места для просмотра" ТИКов в стране 2747 (по Чурову) штук. Как будет выглядеть этот просмотр? По 68 экранов в каждом ТИКе и ряд стульев перед ними и по 68 потоков на ТИК?

Наверно можно было бы расставить телевизионные приставки (для IP-телевидения), но качество-то будет не телевизионное H264, а невнятная мутная картинка. Да и приставка избранный чиновниками сигнал не воспримет, надо преобразовывать через компьютер.

Понадобится ли дополнительный сервер для раздачи потоков видеонаблюдения? Нет, раздача должна быть организована средствами телекоммуникационной аппаратуры. Которая у ОАО "Ростелеком" уже есть, ничего заново покупать и устанавливать не требуется.


3.4. Связь и ее стоимость

В случае если бы использовали полный стандарт H264 high profile с обеспечением качества, как у хорошего телевизионного сигнала, нужно было бы обеспечить полосу пропускания в 1 (один) мегабит/сек. Но реально для того чтобы обеспечить хорошую различимость лиц и событий, достаточно 256 кбит/сек. Мы ж не сериалы смотреть будем, чтобы каждую слезинку рабыни Изауры разглядывать. Нам бы только карусельщиков и вбросы распознать и толщину стопки бюллетеней в итоге.

Что в стране с качеством связи? Однозначной статистики нет, смотрим по официальным самоотчетам ОАО "Ростелеком", который в первых числах марта 2011 г. объявил, что "суммарная пропускная способность клиентских подключений к магистральной сети IP/MPLS "Ростелекома" превысила 1 терабит/сек по стране (http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2011/03/02/430262).

Замминистра Минкомсвязи И.И. Массух сообщил (http://www.newsru.com/russia/20dec2011/pollsonline.html), что магистральные каналы в среднем в России составляют 70 гбит/с.

Министр Щеголев сообщил: "Для 50 процентов избирательных участков мы сможем обеспечить скорость видеопотока в 512 килобит, для 33 процентов - 265 килобит в секунду и для 17 процентов - 128 килобит, тут речь идет об участках, до которых сможем дотянуться только через спутник...Естественно, качество связи отразится на качестве передаваемой картинки, но, как минимум, оно будет приемлемо, чтобы решить поставленную перед нами задачу" (http://er.ru/news/2011/12/27/shmakov-predlozhil-poetapno-ustanavlivat-veb-kamery-na-izbiratelnyh-uchastkah/).

В то же время, как было сказано ранее, по 128 кбит/сек к КАЖДОЙ школе было доведено еще в конце 2007 года. Куда все делось?

К концу 2011 года, как говорят провайдеры Интернет-доступа, некоторым сельским школам скорость доступа подняли до 512 кбит/сек и до 1 мегабит/сек. В Москве, Петербурге и городах с населением до 300 тысяч человек продавцы последней мили повсеместно предлагают от 1 мбит/сек и в разы-порядки выше - 50, 70, 100 Мбит/сек.

Для примера: во время монтажа ГАС "Выборы" в 2003 г. на всех (!) ИК С РФ СЗФО уже были симметричные каналы не менее 2 Мбит/сек, за исключением Архангельска - 640 кбит/сек и ЯНАО - 128 кбит/сек (через спутник). ТИКи и УИКи работали через диал-ап доступ. За прошедшие с тех пор 8 лет широта полосы пропускания была поднята.

Опять у Минкомсвязи какие-то неувязки: деньги за одни достижения получают, потом пробуют и по второму разу оформить?



ОАО "Ростелеком" запросило у правительства России 48,6 млрд руб. на расширение каналов связи между учебными заведениями в 2012 году до 256 кбит/с (http://www.ci.ru/inform19-20_11/p_12.htm).

Вопрос: сколько теперь у них числится этих учебных заведений в проекте, и новые 15 млрд. руб. в 48,6 млрд руб. входят или это бонус?



Прикинем, сколько запросят ОАО "Ростелеком" и местные провайдеры за поддержание передачи данных 24 часов подряд?

Навскидку в первом десятке ссылок Google (http://www.maxnet.ru/downloads/2011_05_direct_corporate.pdf):

За месяц Тариф Корпоративный Без Границ! Старт 3 Мбит/с - 2700 руб.

За 3 суток с учетом времени, необходимого для настройки аппаратуры - 270 руб.

270 руб. х 96 000 УИК = 25 920 000 руб. или 25,92 млн. руб.

270 руб. х 57600 УИК = 15,552 млн руб. И это прайс коммерсантов без скидок.

Выше было обосновано, что УИКи уже давно подключены к сетям. Но если вдруг понадобятся устройства для передачи по каналам GPRS или Wi-fi на УИК, то рыночная оптовая стоимость такого аппарата составляет 2000 руб.


Теперь посмотрим, что у нас получается с сетевым трафиком. Исходные данные:

Понятно, что при таких параметрах ничего путного не увидишь, но это мы оставим на совести выбирающих.

Сетевой трафик от выбранной чиновниками веб-камеры будет составлять порядка 35 Kбод (кбит/сек) при условии формирования видеопотока в ноутбуке с применением программного сжатия MPEG4, но так как картинка будет малоподвижная, можно уложиться в 30 Кбод.

С двух камер будет уже 60 кбод с одного УИК. 60 кбод х 57600 УИК - 3,456 гбод. Таким образом, общий объем чистого трафика - 3,5 гбод со всех ИУ страны.

С учетом необходимости гарантировать непрерывность передачи, полосу пропускания придется увеличить еще на четверть, плюс процентов 10 сожрет служебная информация, итого для ровного счета надо иметь не менее 5 Гбод.

Общая пропускная способность сетей ОАО "Ростелеком", по их заявлениям на 2011 год, порядка 1 Тбод. Вроде бы 0,5% дополнительной загрузки сеть потянет легко, даже не ухудшая доступ для всех остальных клиентов, но вопрос: насколько равномерно распределена эта пропускная способность. Или в Москве и Питере густо, а в Сибири пусто? Здесь надо разбираться с каждым регионом отдельно, но официальных данных, к сожалению, не хватает. К тому же при трансляции видео существенную роль играют задержки и их постоянство, а этот вопрос вообще покрыт мраком и, судя по опыту работы со Skype, все достаточно плохо.

Этот подсчет показывает, что можно было бы и со всех 96 000 УИК трафик с веб-камер пропустить.

В нормальном разрешении, кстати, трафик составил бы на УИК от 512 кбод до 1 мбод. Т.е. общий объем в случае применения веб-камер нормального качества и трансляции потоков со всех вообще! - 96 000 камер объемом 1 мбод составит 96 Гбод. Т.е. потребуется всего-навсего 10% от заявленной ОАО "Ростелеком" пропускной способности их сети на начало марта 2011 года - год тому назад!


Сводим итоги, нормальное/выбранное по проекту качество:

Веб-камеры: 921,6 млн руб./ 34,56 млн. руб.

Компьютеры: 1 млрд 152 млн руб.

Зарплата по установке оборудования в УИКах: 172,8 млн руб.

Серверы: 3,675 млн руб.

НЖМД: 69,12 млн руб./ 2,765 млн руб.

Сетевые фильтры: 10,94 млн руб.

Связь на 3 суток: 15,552 млн руб.


Суммируем на проект:

В нормальном качестве: 921,6 +1152 + 172,8 + 3,675 + 69,12 + 10,944 + 15,552 = 2 млрд 346 млн руб.

В избранном чиновниками: 34,56 + 1152 млн. + 172,8 + 3,675 + 2,764,8 + 10,944 +15,552 = 1 млрд 393 млн руб.


Это все суммы без скидок и с очень большими допусками - 24 часа, 3 суток трансляции, закупка по розничным ценам!

Даже если учесть накладные расходы и доставку, сумма не перевалит за 2 млрд руб. в избранном чиновниками варианте оборудования и ПО.

О каком удорожании ВСЕГО проекта при добавлении еще одной вебкамеры на 30-40% вещал министр Щеголев? Он, напомним, запросил 15 МЛРД руб.



Из ответов на текст в ЖЖ:

"Идея посмотреть на все это интересная, но у меня сильный скепсис насчет возможности реализации сего. Кстати, вряд ли смогу отличить одного "индейца" от другого даже в реале, а уж 320х240 и подавно. Та же карусель, вид в профиль. Не зря же это разрешение придумали, как в анекдоте про приказ МО:

"Разрешается лейтенанту носить папаху, но только в летнее время.

Разрешается младшим офицерам ездить в мягком вагоне, но только в тамбуре. ... и т.п."

Так что ... "в лесу раздавался топор дровосека..." и визг пил".



Замминистра Минкомсвязи И.И. Массух заявил, что "иностранные наблюдатели, скорее всего, не смогут в полной мере воспользоваться системой видеонаблюдения: пропускные каналы передачи данных из России в зарубежные страны не обладают достаточной мощностью" (http://www.newsru.com/russia/20dec2011/pollsonline.html). Ответ на этот вопрос - в суммарной мощности магистралей, ведущих из РФ за рубеж. В принципе, ОАО "Ростелеком" все равно, куда выводить трафик, - наружу или закольцовывать внутри страны. Как мы показали, понадобится либо 0,5% его суммарной пропускной способности (в чиновничьем качестве), либо 10% в нормальном качестве. О каком затыкании каналов вещает Массух?

А еще можно посадить иностранного наблюдателя к тем же дисплеям в ЦОДе.


Подсчетами, а точнее - сведением счетов с очередным чиновничьим мавзолеем в Рунет занялись многие. Вот только некоторые ссылки:

1. Проект "камеры за 15 миллиардов aka 500 миллионов долларов", или "ну я не понял, пацаны!" - http://habrahabr.ru/blogs/it-infrastructure/135003/.
2. А для чего все затевается!!! - http://shergi.livejournal.com/302884.html.
3. Из раздела "Беспредел продолжается" - http://vkontakte.ru/topic-32969546_25656830.


Мнение специалиста:

Попробуем теперь определить, какая система действительно нужна для подтверждения "чистоты" проведенных выборов.

Сначала рассмотрим потенциальные угрозы:

1. Массовый вброс бюллетеней для голосования до начала, в процессе и после завершения голосования членами УИК или посторонними лицами.
2. Фальсификация результатов голосования вне избирательного участка с помощью переносных урн. 3. Голосование за другого избирателя, в том числе и по доверенности или открепительному удостоверению, в том числе и многократно на разных участках. К этой угрозе надо отнести и вынос бюллетеней для голосования с избирательного участка с заполнением вне его. 4. Нарушения при итоговом подсчете бюллетеней и составлении итогового протокола. 5. Фальсификация итогового протокола и искажение его результатов при вводе в систему ГАС "Выборы".

Нарушения по пунктам 2 и 5 с помощью системы видеонаблюдения предотвращены быть не могут, а по остальным трем возможность фальсификации может быть существенно уменьшена.

Какова будет система для этих целей?

По нашему мнению, видеотрансляция в Интернет практически ничего не даст для предотвращения нарушений. На каждом ИУ есть независимые наблюдатели и дублирование их функций дистанционно бессмысленно, никто не будет сидеть и постоянно смотреть в экраны, поймать момент нарушения достаточно проблематично, а при условии, что видеокамеры имеют ограниченные зоны обзора, иногда и бессмысленно. Поэтому просто необходимо вести запись событий на ИУ, которая имела бы доказательную силу. Тогда эту систему можно было применять и на "закрытых" участках, где якобы боятся утечки, хотя эта проблема является надуманной: достаточно чтобы объекты записи контролировались сотрудниками РСО. И в случае сообщения о фактах нарушений или по требованию партий запись должна быть предоставлена для просмотра и правовой оценки событий.

Опишем один из вариантов построения такой системы:

  1. Минимальное необходимое количество камер равняется количеству стационарных урн для голосования плюс одна для просмотра общей панорамы участка.
  2. Камеры должны быть с разрешением не хуже 720х576 25 кадров в секунду и иметь следующие опции:

    1. Сетевой интерфейс.
    2. Возможность электропитания, питание PоE.
    3. Возможность создания не менее двух потоков с раздельной функцией QoS, т.е. устанавливать надо так называемые двухпотоковые камеры.
    4. Наличие функции DTS.
    5. Автономная запись на носитель (обычно SD-карта).
    6. Объектив с трансфокатором, при этом объективы для камер общего обзора должны быть широкоугольными.
    7. Камера для наблюдения за стационарными урнами должна комплектоваться автономным осветителем.

Кроме того, в состав системы должны входить ноутбук, многопортовый роутер и источник бесперебойного питания для питания роутера, камер и автономных осветителей.

Если поставить на ноутбук простейшую программу подсчета избирателей, подходящих к урне в период времени с 8.00 до 20.00, то можно практически автоматически зафиксировать вброс лишних бюллетеней при расхождении количества подходов к урне с числом бюллетеней в ней.

Двухпотоковость позволит обращаться к камерам удаленно, например, из ТИК или более вышестоящей избирательной комиссии, выбирая поток с характеристиками, позволяющими использовать имеющуюся пропускную способность сети доступа, сохраняя полный видеопоток для записи на ноутбук.

Сервис DTS позволит с достаточной стойкостью гарантировать подлинность видеозаписи и облегчит поиск изображения во временных интервалах.

Запись на носитель внутри камеры позволяет полностью гарантировать целостность записанной видеоинформации. После окончания всех действий носитель должен быть извлечен из камеры, упакован в конверт, опечатан и сдан вместе со всей документацией УИК.

Данная система позволит в случае возникновения конфликтных ситуаций объективно дать оценку происшедшим событиям и сделать выводы.

Если к ноутбуку добавить принтер, он здорово облегчит работу УИК по изготовлению копий протоколов для наблюдателей, ведения реестра протоколов и изготовления других документов УИК.

Общая стоимость такой системы на один УИК по нашим оценкам не превысит 100000 руб. с двумя камерами, на каждую новую камеру с осветителем и SD-картой на 32 ГБ надо добавить еще 25 000 руб. и не более 6000 руб. на принтер.

На 57600 ИУ стоимость не превысит 5760 млн руб., на все УИК уложимся в 10 млрд руб. с большим запасом. По крайней мере, с учетом масштаба закупок, "свои" 10% в карман чиновники положат, ну а больше Бог не велел.


Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru