Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИТ и право


ИТ и право в 2010 г.: "законодательная чехарда"

О. Андронова, editor@ci.ru


Юридическая компания Salans выпустила очередной "Рейтинг изменений законодательства в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций за 2010 год". Специалисты проанализировали федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Рейтинг 10 изменений в законодательстве 2010 г.

1. Изменения внесены в ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Для некоторых компаний восстановлены льготы по уплате страховых взносов в фонды (ПФ, ФСС и ФОМС), которые фактически прекратили действие в связи с отменой единого социального налога с 01.01. 2010 года.

Восстановленными льготами по уплате страховых взносов в ПФ РФ, ФОСС РФ и ФОМС могут воспользоваться ИТ-компании, прошедшие государственную аккредитацию, при соблюдении двух условий: доля доходов от профильной деятельности в них составляет не менее 90%, а численность работников - не менее 50 человек. До 2017 г. общая сумма тарифов страховых взносов для таких компаний будет равняться 14%, в 2018 г. - 21%, а в 2019 г. - 28%. При этом льготы распространяются только на отношения, возникшие с 01.01.2010 г.

Льготы получили и компании, осуществляющие научные исследования и разработки, а также организации, чья деятельность связана с использованием вычислительной техники и ИТ. Эти льготы предоставляются только на 2011-2012 гг. при условии, что доля дохода от профильной деятельности составляет не менее 70%. Для таких компаний сумма страховых взносов равняется 26%.


2. Увеличение в арбитражном процессе доли действий, которые можно совершать в электронном виде. Так, в Санкт-Петербурге люди уже поучаствовали в процессе в Волгограде (http://www.ci.ru/news.php?postid=864), используя видеоконференцсвязь. Можно также предоставить документы в арбитражный суд в электронном виде и направить процессуальные документы, заполнив форму на сайте.

Суды обязали размещать на сайте информацию о движениях в делах и вести аудиозапись судебного заседания для последующего ее приобщения к протоколу судебного заседания.

Ведут-то они ее ведут... Но до сих пор - на 31.01.2011 г. - не удалось получить аудиозапись судебного процесса по защите археологов от Охта-центра от 23.12.2010 г. Холлы Московского арбитражного суда были оборудованы мониторами, чтобы любой желающий мог наблюдать трансляции заседаний суда в режиме реального времени, однако постоянно подобные сессии так и не ведутся.


3. На третьем месте стоят законы, организующие деятельность на территории "Сколково". При том, что экономический и социальный смысл этого новообразования за бюджетные деньги (изымаемые чиновниками у успешных предпринимателей России и населения в безакцептном порядке, что, очевидно, ухудшает их положение) до сих пор не обоснован и уж точно в сравнении с иностранными аналогами не очевиден.

Эти правовые инновации предоставляют участникам проекта "Сколково" беспрецедентные и необъяснимые ничем и никем льготы: освобождение от обычного бухгалтерского учета, отмена НДС, налогов на прибыль и имущество, уплата страховых взносов только в Пенсионный фонд РФ по ставке 14%, пока годовой объем выручки участника проекта не превысит 1 млрд руб.

Выше перечислены льготы, отменяющие действия законодательства РФ и превращающие зону "Сколково" во внутренний оффшор небывалого в мире свойства. Это какая-то небывалая шарашка, условия в которой будут много удивительней, чем сосиски для трудяг в сталинских шарашках в Великую отечественную войну и питание смольнинских сидельцев в блокаду Ленинграда.


4. ФЗ № 359 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О персональных данных" № 152 от 26.07.2006 г. уточнил толкование норм о письменной форме согласия субъекта на обработку своих персональных данных. Теперь в законе прямо указывается, что письменное согласие должно содержать собственноручную подпись. Такой документ в электронной форме должен содержать цифровую подпись либо аналог собственноручной подписи. Правда, статус аналога такой подписи законодательно до сих пор не определен.

Но и эти изменения опять не помогли за 5 лет заработать в полную силу закону, потому что в конце 2010 года был в очередной раз продлен до 01.07.2011 года срок приведения информационных систем персональных данных в соответствие с требованиями закона "О персональных данных".

Какого же качества законы пишутся в Госдуме РФ, находящейся под полным контролем членов ЕР, что их за пятилетку в действие не ввести? И за что тогда платят депутатам зарплату?


5. В сфере массовых коммуникаций и авторского права названо постановление Пленума Верховного суда РФ "О практике применения судами Закона РФ "О средствах массовой информации". Согласно ему редакции электронных СМИ освобождены от ответственности за комментарии читателей, размещенные без предварительного редактирования (например, на форуме сайта). Основанием для редактирования или удаления комментариев с сайта может быть решение Роскомнадзора.

Поскольку в приверженности к свободному волеизъявлению граждан России и попытках его защитить судей ВС РФ по опыту судов с Охта-центром заподозрить никак не могу (их постановления и прочие документы не дают), остается предположить, что тем самым власть в лице судейских чиновников прикрывает от ответственности людей, ведущих рекламную деятельность в рамках всяких правительственных проектов "Наши", "Сталь" и прочие молодогвардюшники.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные проекты (а фактически, PR-службы) работают на бюджетные средства, так что можно полагать, что судьи откликнулись на призыв сэкономить госрасходы в том гипотетическом случае, если население РФ через суд оспорит подобный государственный бизнес и - вдруг да чудо! - сумеет защитить в суде свои законные интересы. Хотя, конечно, "это вряд ли", как говаривал красногвардеец Сухов.


6. 24.09.2010 г. Госдума РФ в третьем чтении приняла законопроект о внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ, изменяющих условия воспроизведения авторских произведений в личных целях:

В статье 1273, регулирующей нормы "свободного воспроизведения произведения в личных целях", поправка допускает воспроизведение авторских произведений в личных целях только "при необходимости": "Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением...".

При этом разъяснений того, что может считаться "необходимостью", не дано.

В предыдущем варианте статьи разрешалось не выплачивать вознаграждение автору и обладателям смежных прав, если произведение используется в личных целях.

Теперь надо обосновать, насколько острой была для вас необходимость послушать музыку.

Подобная правовая неопределенность создает условия для всяческих злоупотреблений и необоснованного давления на пользователей. Что говорит о юридической некомпетентности, как минимум, авторов закона и проголосовавших за него депутатов.

Другие принятые депутатами поправки ограничивают случаи предоставления принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование изобретения, относящегося к технологии производства полупроводников, а также исключают возможность освобождения от ответственности производителей технических средств, предназначенных для устранения технических мер защиты авторских прав.

Поскольку закон носит общий характер, его действие распространяется на правоотношения в Интернет и вне его. Поэтому принятые поправки означают, что любой пользователь, скачивающий и воспроизводящий контент из Сети, может оказаться нарушителем закона. При этом, согласно ст. 1270 ГК РФ, "запись произведения на электронном носителе, в том числе, запись в память ЭВМ также считается воспроизведением". Однако, для "записи в память компьютера", что общеизвестно, достаточно всего лишь зайти на страницу с контентом.

То ли депутаты от ЕР, составляющие подавляющее большинство в нынешней ГД РФ и обеспечивающее прохождение любых законов на потребу чиновникам, не компетентны в вопросах ИКТ, то ли двусмыслие (еще одна правовая неопределенность) и было задумано, - кто знает? Ведь столь неграмотная юридически формулировка дает возможность привлечь к ответственности всех и каждого сразу, т.е. обладает сильной коррупциогенностью.

Наказание за нарушение прав предусматривается в виде штрафа в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., либо лишения свободы на срок до двух лет).

Любопытно, что таких нарушений только в Рунете совершаются миллионы, если не миллиарды раз на день. Вину каждого конкретного нарушителя придется ведь доказывать по суду. Правонарушения совершаются виртуально. Задокументировать их - отдельная работа. Властям не на что больше потратить бюджет страны, кроме как на подобные судебные процессы? Это когда в стране списки лекарств никак не составить для социально защищенных групп населения, а теракты на территории страны идут в режиме нон-стоп? Так и будут бороться с виртуальными преступлениями наряду с ужасами кущевских, зеленокумских, ставрополья, гусь-хрустальных, волгодонсков и т.д. и т.д.?


7. Введение "налога на болванки" в размере 1% от их стоимости согласно постановлению правительства РФ № 829 от 14.10.2010 года "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях" было пролоббировано при непосредственном участии главы Российского союза правообладателей (РСП) Н.С. Михалкова. Этот человек заявил, что цифровые носители способствуют распространению пиратской продукции и нарушению авторских прав. Далее в соответствии с народной мудростью "самозванцев нам не надо, бригадиром буду я" г-н Михалков в должности главы РСП (в Рунет его упорно именуют мигалковым известно за что) пытался заполучить в качестве налога деньги с каждого проданного в РФ экземпляра звукозаписывающей техники и носителя для записей (флэшки, CD, DVD и прочее). И успел сгрести за 2 месяца после принятия В.В. Путиным постановления правительства более $1 млн. Однако Московский арбитражный суд решением от 26.01.2011 г. фактически вернул ситуацию на момент выбора получателя налога, так что может статься еще, что деньги будет собирать глава РОСП дагестанец Ахмед Тагибов.

Любопытен судебный довод об отмене результатов конкурса: постановление премьер-министра Путина с перечнем техники, отчисления от продажи которой собирает РСП, было принято лишь в середине октября 2010 г. В то же время заседание Росохранкультуры, на котором и был выбран победитель конкурса, состоялось почти за месяц до этого - в середине сентября 2010 г. При этом его результаты были официально обнародованы уже после публикации соответствующего постановления правительства. Воспоминания о будущем, одним словом.

Общая сумма платежей от производителей техники и "болванок", за которую сражаются Михалков и Тагибов - $100 млн в год.

Михалков успел заключить соглашения о сборе отчислений с компаниями Sony, Canon, Fujifilm и Casio. И требовал того же от компаний Nokia и Samsung.

Законный интерес порядком распределения уже полученного Михалковым миллиона и дальнейшие денежные трансформации отражены в мнении тех, кто, собственно говоря, и создает контент для записывания, на котором наживается г-н Михалков:

"...больше всего удивляет то, что РСП намеревается всего лишь 15% собранных налогов отправлять авторам. Гораздо большие средства (25%) уйдут на содержание аппарата организации, а 60% направится в специальный фонд при РСП для развития кинематографии. Правда, неясно, почему фонд занимается кинематографией, а не развитием классической музыки или, например, библиотечного образования в России". (http://www.pravo.ru/news/view/41303/).


8. Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который вступит в силу с сентября 2012 г. и обязывает производителей предупреждать покупателей продукции об ограничении ее распространения среди детей определенной возрастной группы.


9. Создание Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза и решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". Оно вступило в силу в 2010 г. Изменения в таможенном законодательстве России возникли вследствие образования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.


10. Новые правила импорта и экспорта средств шифрования, отвечающих определенным критериям, вступившие в силу в 2010 г.



Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru