Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Конкурсы


IX Балтийский научно-инженерный конкурс

О. Андронова, editor@ci.ru


30 января 2013 года в Главном здании Санкт-Петербургского Государственного Университета собрались более 300 школьников из 40 регионов России, Украины, Белоруссии, Казахстана для участия в Балтийском научно-инженерном конкурсе.

Балтийский научно-инженерный конкурс собрал самых талантливых участников с научными исследованиями в области математики, программирования, физики, техники, биологии, химии, истории. Организаторами конкурса на протяжении ряда лет являются математико-механический факультет СПбГУ и НЦ "Лаборатория Непрерывного Математического Образования".

Стендовую выставку-ярмарку разместили на галерее Актового зала (математика и история) и в стенах Центра культурного и делового сотрудничества СПбГУ. Научное, учительское, молодежное жюри (всего более 100 ученых, преподавателей вузов, известных учителей) выбирают лучшие проекты, достойные представлять Россию на Всемирном смотре-конкурсе научных достижений школьников в США, так как Конкурс является аффилированным региональным этапом Международного научно-инженерного конкурса Intel Science Engineering Fair (Intel-ISEF).

Высокий уровень научных исследований, представленных на Балтийском Конкурсе, ежегодно подтверждается в США на всемирном финале, собирающем 2000 самых ярких научных исследований со всего мира. С 2001 года 29 петербургских школьников стали его лауреатами, в 2011 году участник Балтийского научно-инженерного конкурса Гаджи Османов получил на Intel-ISEF, самом престижном мировом научном турнире для молодежи, 2 премию научного жюри - так называемую "малую нобелевскую", и его именем названа Малая планета Солнечной системы.

Конкурс вызывает неизменный интерес представителей бизнес-сообщества. В 2012 году около 20 компаний приняли участие в различных мероприятиях Балтийского научно-инженерного конкурса. Среди них - представители компаний Intel, Digital Design, компания "Фабрика Лояльности", Санкт-Петербургский центр разработок компании EMC, Доктор Веб, издательство БХВ-Петербург.

Официальный сайт: http://www.baltkonkurs.ru.

В Петровском зале перед началом конкурса прошла пресс-конференция для журналистов. Перед собравшимися выступили учителя, организаторы и родители учеников.

Бессменный организатор Балтийского конкурса, руководитель Лаборатории непрерывного математического образования Илья Александрович Чистяков отметил, что недавно принятый новый стандарт образования предусматривает проектный подход. В Общественной палате РФ прошло совещание, на котором сообщили, что чиновники выделяют из бюджета средства на организацию построения системы конкурсов в регионах России. Причем, как это стало традиционным за последние лет семь, профессионалы при построении чиновной концепции останутся не у дел. Желающих порулить бюджетом и освоить деньги уже появилось много.

Кстати вспомнить июньское мероприятие АФК "Системы", рассказ о котором "Социальные лифты для талантов: куда едем?" был опубликован в "КИ" 2012 №11-12 http://www.ci.ru/inform11-12_12/p_20.htm.

Повторюсь вкратце. Технология привлечения талантливых (т.е. способных к тому) детей в науку состоит в том, что для каждого ребенка подбирается ученый, способный работать с ним (нею): учить и вести совместные научные исследования. Школьные занятия само собой, но поскольку рядом дети другие предметы тоже не просто "проходят", получается классный синергетический эффект.

Не знаю, Чистяков ли это придумал, но у него - получилось.

Это ведь проблема: найти ученого, способного передавать ученикам опыт, делиться. В ЛЭТИ при начале работы в НИЧ (научно-исследовательская часть) услышала афоризм: "Он был большой ученый, НО хороший человек". Опыт работы в дальнейшем неоднократно подтверждал эту максиму.

Чистяков таких ученых находит и пристраивает к делу - к детям.

Г-жа Е.В. Шмелева от АФК "Система" на конференции в Москве раскрыла их специфическую технологию "работы" с талантливыми детьми: соберут портфолио и подберут "коуч-менторов".

Неумение говорить по-русски дамы из АФК "Система" не только обозначает, но и означает непонимание дела и неумение не то чтоб поруководить, но даже и понять смысл той технологии, за счет которой будут тратиться бюджетные деньги.

Портфолио - это из шоу-бизнеса, в котором фотографии одетой или не очень модельки и есть дело.

В науке перечень научных дел - это у нобелевских лауреатов, а обычный ученый, даже и с докторской степенью, подчас всю свою жизнь в науке одной темой занимается.

"Коуч-менторов" по озвученным г-жой от АФК "Системы" цифрам выходило по одному на 5 детей. Да еще в рассредоточенном по территории России варианте. Нормальным умом взаимодействие ученика с ученым по химии, например, в удаленном режиме не сформировать.

Впрочем, именно АФК "Система" прославилась таким безумным долгом по итогам своей основной бизнес-деятельности (консолидированный долг группы АФК "Система" в III квартале 2012 г. увеличился на 9,1% - до $16 млрд 152 млн), что к бюджетным деньгам на детей таких благотворителей лучше б не допускать.

Так что сомнения в полезности чиновного освоения бюджета на талантливых детей вполне обоснованы. И нельзя разрешать чиновникам министерства строить работу ученых с детьми по олимпиадному принципу. Хотя бы потому, что научные школы все разные.

Затем слово взял учитель Сергей Анатольевич Конин из Ямало-Ненецкого АО. Ученики с этой территории сейчас участвуют в трех мероприятиях, связанных с научно-инновационной деятельностью. Они попадают в финалы. Хотя это трудно, потому как, по мнению Конина, у организаторов конкурсов "свои планы на финалистов". В частности, в конкурсе, проводимом компанией Siemens, отбирают всего 5 работ, а на финал идут дети с территорий семи федеральных округов.

На что И.А. Чистяков заметил, что в организации конкурсов для детей, занимающихся наукой, не должны чиновники формировать вертикаль, она же пирамида: потому что в таком случае победителей определят заранее в министерстве. А профессиональное сообщество ученых останется не при чем. Так что чиновную пирамиду надо усекать с верхушки.

Г-н Конин привел примеры нестандартной тематики в научных работах детей ЯНАО, не сразу усваиваемой не-учеными чиновниками: альтернативная энергетика и таяние вечной мерзлоты, поскольку теперь ежегодно затапливаются жилища людей и хозяйственные здания. Поэтому пришлось изучать исторические данные о таянии мерзлоты и пытаться спрогнозировать развитие ситуации.

Илья Александрович подхватил тезис: конкурсы должны быть не только предметные, а смешанной тематики, и привел пример Балтийского конкурса, в котором тема экологии введена в раздел "биология". Поэтому профессиональное сообщество должно определять тематику и вид конкурсов. В качестве примера он привел американский конкурс Intel ISEF, в рамках которого научные работы детей оценивают специалисты из множества научных ассоциаций. И премий присуждается соответственно множество.

В выступлениях прозвучало также предостережение не противопоставлять олимпиадные технологии и конкурсные. В олимпиадах, как правило, участвуют дети с высокой степенью и способностью к самоорганизации, в то время как ведущие научную работу дети не столь организованы.

Замдекана математико-механического факультета СПбГУ Светлана Михайловна Селеджи сообщила, что у них учатся как призеры олимпиад, так и студенты, занимавшиеся научной работой еще в школах. Олимпиада, по ее мнению, это больше спорт, дети, в них участвующие, тратят на подготовку много времени и забывают учиться остальным школьным предметам. Задача занятий с учеными - развить творческое начало в детях. Вузовских преподавателей интересуют студенты, занимающиеся междисциплинарными предметами, что отражает нынешний вектор развития наук. Она отметила хорошую успеваемость как привычку к разностороннему упорному труду участников научных конкурсов, - за три последних года 11 выпускников Лаборатории непрерывного математического образования под руководством И.А. Чистякова закончили матмех СПбГУ с красными дипломами, а 7 выпускников в 2012 году защитили кандидатские диссертации.

В отличие от стран Европы и США, где финансировать конкурсы и научную работу с детьми принято у бизнеса, в РФ сложилось так, что деньги, в основном, выдает государство. Отсюда и минусы существующей практики.

Финансовые потоки на организацию и проведение конкурсов, будучи централизованными, легче перехватить и потратить на не озвученные цели. Поэтому надо "покусывать", как метко выразилась Светлана Михайловна, существующую ситуацию, пытаться добиться финансирования и "прогибать ситуацию под себя ради детей".

Далее выступил один из спонсоров конкурса Вячеслав Михайлович Нестеров из петербургского офиса корпорации EMC. Он напомнил о существующем сильном дефиците квалифицированных кадров в области ИКТ, и спрос на работников только растет. Это не спрос на "звезды", как подчеркнул г-н Нестеров, а потребность в трудовых ресурсах с нормальной квалификацией. И спрос на таких работников - очень большой. Он отметил, что вузы Петербурга дают хорошую фундаментальную подготовку, но работодателям нужны специалисты, способные работать на производстве. Поэтому корпорация EMC организует стажировки для студентов 3-4 курсов профильных специальностей. Также корпорация EMC заключает договоры на проведение научно-исследовательских работ (R&D) с кафедрами питерских вузов. Это дает полезную практику студентам. В дальнейшем эти молодые специалисты не обязательно идут работать в EMC, так что эта деятельность корпорации является благотворительностью и вкладом в формирование российского рынка труда в ИКТ области экономики России.

Г-н Нестеров также назвал проблемой падение уровня квалификации молодых специалистов и миграцию талантливой молодежи в другие сферы применения. Он напомнил о демографической яме, сформированной в России 25 лет назад перестройкой.

Участник предыдущих конкурсов Василий Дьяченко рассказал, что спонсорская поддержка корпорации Motorola в свое время произвела на него столь благоприятное впечатление, что работать он пошел в питерский офис именно этой компании, и проработал там 3 года. Перейти на новое место ему пришлось из-за финансовых проблем Motorola и закрытии той работ по тематике.

Представитель главного спонсора - корпорации Intel, которая также является главным спонсором конкурса Intel ISEF, Олег Борисович Семенов тоже заговорил о кадровом голоде в индустрии ИКТ, причем не только в России, но и в Европе. Он объяснил это быстрым ростом отрасли ИКТ. Он отметил, что сильный участник олимпиад не факт, что будет хорошим работником на производстве и в науке. Он рассказал об интернатуре, организованной для молодежи России за счет средств и ресурсов корпорации Intel, об открытии в сентябре 2012 года базовой кафедры в ГУАП (бывший ЛИАП). Работы на кафедре начнутся с февраля 2013 года. Г-н Семенов также отметил, что за последние годы уровень образования в России заметно упал.

Затем выступила представительница спонсора конкурса - компании Digital Design Мария Витальевна Голубева. Эту компанию представлять нет нужды, в настоящее время в компании работает 500 человек. Г-жа Голубева сказала, что на запрос о спонсорстве откликнулись, потому что Digital Design с самого начала работы компании сотрудничает с учеными (костяк когда-то создали ученые из Института путей сообщения) и помогает формировать сообщества профессионалов в отрасти ИКТ. Теперь, ознакомившись с работами школьников, она рада, что компания согласилась и будет поддерживать конкурс впредь.

Выступила учительница математики школы № 89 Калининского района Санкт-Петербурга и посетовала, что трудно попасть с работами ее учеников в финал, попросила СПбГУ научить научной деятельности учителей и предложила заинтересовать учителей в научной работе со школьниками финансово или профессионально, ибо без заинтересованности у них и другой работы слишком много. No comments.

Г-н Чистяков ответил, что зря упразднили кабинеты математики для учителей. Теперь научные работы сосредоточены в вузах, а там другие цели и задачи. Конкурсы же позволяют учителям творчески отнестись к самому себе.

От родителей выступила мать одного из участников конкурса, по совместительству завуч челябинского лицея № 97, 13 работ из 14 которого прошли в финал. По личному опыту она рассказала, что с детского сада ее сын интересовался только машинками, из-за чего психолог в школе обещал ее сыну проблемы с изучением литературы и прочих гуманитарных предметов, а также проблемы в общении со сверстниками. Однако участие в научной работе и конкурсах по физической тематике сформировало ее сыну подходящую среду общения. На вопрос Чистякова, что было основной мотивацией для ее сына - интерес или долг? Мама честно ответила - интерес. Г-н Чистяков настаивал на том, что надо формировать у детей также чувство долга по отношению к участию в научной работе.

В этом году из представленных на конкурс 1500 работ в финал прошли 280. Об итогах конкурса расскажем далее.



Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru