Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Электронное правительство

Рейтинг доступности электронных услуг федеральных госорганов

Ольга Андронова, editor@ci.ru


Аналитический центр ТАСС-Телеком ведет мониторинг активности федеральных министерств, служб и агентств в области предоставления государственных услуг в электронном виде (по состоянию на декабрь 2012 г.)

Ключевая задача мониторинга - оценить степень и состояние исполнения программы "Электронное правительство" федеральными органами власти (министерствами, службами, агентствами) на текущий момент. Исследование проведено в ноябре-декабре 2012 года. Таким образом, представленный мониторинг-рейтинг отражает развитие электронных услуг федеральными государственными органами на декабрь 2012 года.

Второстепенная задача - оценить динамику развития портала предоставления федеральных государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде.

Заключительная задача - показать, какие федеральные органы власти в настоящее время являются лидерами по активности предоставления услуг в электронном виде, а какие - аутсайдерами.

89 федеральных органов власти (министерства, службы, агентства) предоставляют государственные услуги в рамках своих компетенций на Едином портале государственных услуг. 926 наименований государственных услуг и функций заявлено этими федеральными органами власти. 260 государственных услуг и функций предоставляются органами в электронном виде (функция "Получить услугу") - коэффициент доступности по всему порталу оценивается на уровне 28 % (отношение всех декларируемых услуг к доступным в электронном виде).

Все государственные органы распределены в 5 консистентных групп по параметру доступности заявленных государственных услуг в электронном виде. Доступность определяется, как отношение количества услуг, которые возможно оформить в электронном виде на портале, к общему количеству заявленных услуг на портале (включая те, которые описаны формально, и доступ к получению которых в электронном виде закрыт или вообще невозможен).


Основные результаты исследования:

В группе 1 (А), группе с лучшими показателями развития электронных услуг, находится единственный государственный орган власти:

В следующей группе 2 (B) находятся 3 органа (далее перечисление по ранжированию степени доступности услуг):

В группу 3 (С) также включены три органа:

В группе 4 (D) фигурируют семь госорганов власти:

Группа 5 (E) представлена 12 государственными органами:

Группа 0 (0), группа с худшими показателями предоставления услуг в электронном виде, является самой многочисленной - 14 федеральных органа власти:

Необходимо отметить, что данный проект не является классическим рейтингом, которые регулярно готовит и публикует "Аналитическая группа ТАСС-Телеком". Его формат и методика выполнения позволяют не только применять количественные инструментарии и оценки состояния исследуемого объекта - Единого портала государственных услуг, - но и давать оценки с аналитической и пользовательской точек зрения.

Основные выводы:

Во-первых, размещение информации об услуге в онлайн-разделах большинства оцененных государственных органов все еще является формальным, недостаточным, не детальным и слабо унифицированным. В функционале подавляющего числа размещенных услуг не развит раздел "Дополнительная информация" (исключение здесь могут составлять услуги, предназначенные для широкого пользования физическими лицами, например, в компетенции ФМС).

Во-вторых, декларируемая простота навигации в разделах государственных органов, предоставляющих широкий список услуг, абсолютно не действует. Поиск информации или нужных опций в длинном списке (свыше 10-15 услуг на странице) требует повышенной концентрации внимания, вероятность пропустить или не найти нужную услугу возрастает многократно. В ряде случаев, конечно, навигация осуществляется через опцию "Популярные услуги" на фронт-странице портала, предназначенную прежде всего для населения: "Получение паспорта", "Оформление заграничного паспорта", "Регистрация автомобиля" и прочие, что снимает часть "поисковой нагрузки" пользователя.

В-третьих, стоит обратить внимание на обновление реквизитов государственных органов. На Портале более чем в десяти ведомствах указаны уже недействующие руководители министерств и служб: в частности, министром образования значится Андрей Александрович Фурсенко, министром обороны - Анатолий Эдуардович Сердюков, а руководителем Федерального агентства по делам молодежи - Василий Григорьевич Якименко.

Популярность Единого портала государственных услуг у населения характеризуют следующие цифры:

Официально в РФ числится 147 млн населения. Так что пока итоги посещаемости невелики и неутешительны для признания затрат госбюджета на него разумными.

Стоит надеяться, что подготовленный проект мониторинга Единого портала и его последствия исправят ситуацию с полезностью портала.

Количественная оценка степени выполнения Этапа I "Размещение информации о государственных и муниципальных услугах на Едином портале" основана на идентификации заполненности данных по 6 параметрам портала: "Как получить услугу", "Стоимость и порядок оплаты", "Сроки оказания услуги", "Категории получателей", "Основание для оказания услуги, основания для отказа", "Результат оказания услуги".

Количественная оценка степени выполнения Этапа II "Размещение на Едином портале форм и иных документов, необходимых для получения услуги, обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронной форме" основана на идентификации предоставления данных и их полноте по шести параметрам портала: "Информация о документах, необходимых для получения услуги", "Размещение шаблонов документов", "Размещение примера заполнения документов", "Информация о документах, предоставляемых по завершению оказания услуги", "Размещение адреса, контактов, времени работы учреждения", "Размещение дополнительной информации об услуге".

Значения отражают степень выполнения соответствующего этапа, нормированную на 100% (0% - информация не предоставлена ни по одному параметру, 100% - информация предоставлена по всем параметрам).

Государственные органы распределены на четыре группы в соответствии с полномочиями президента РФ и председателя правительства РФ по осуществлению руководства ими. Ранжирование номинального количества представленности услуг на Едином портале проведено внутри этих групп. Таким образом, сохранена формальная сопоставимость государственных органов внутри групп определенной субординации, обеспечено несмешивание отдельных федеральных служб и агентств с крупными министерствами (по задачам, численности сотрудников и количеству услуг). В случаях, когда министерства включают в себя федеральные агентства и службы, информация по предоставлению их услуг в электронном виде, с одной стороны, выделена отдельными строками (это позволяет оценить состояние дел уже между самими этими структурами), с другой, их данные суммируются и являются итоговыми показателями по всему министерству.

Все государственные органы распределены в 5 консистентных групп по параметру доступности заявленных государственных услуг в электронном виде. Доступность определяется как отношение количества услуг, которые возможно оформить в электронном виде на портале, к общему количеству заявленных услуг на портале (включая те, которые описаны формально и доступ к получению которых в электронном виде закрыт или вообще невозможен). Консистентные группы представлены следующим образом: "0" - группа "0" (худшая группа), "1-20" - группа "5" (худшая группа), "21-40" - группа "4", "41-60" - группа "3", "61-80" - группа "2", "81-100" - группа "1" (лучшая группа). Или: "0" - группа "0", "1-20" - группа "E" (худшая группа), "21-40" - группа "D", "41-60" - группа "C", "61-80" - группа "B", "81-100" - группа "А" (лучшая группа). Ранжирование также проведено внутри этих консистентых групп.

Мониторинг будет усовершенствоваться в части методики оценки параметров. Например, введение весовых коэффициентов значимости каждого параметра (условно говоря, для пользователей важнее иметь шаблоны электронных документов и примеры их заполнения, чем информацию о возможных причинах отказа предоставления услуги), что позволит повысить точность проведения исследования. Также очевидно, что предоставление услуги в электронном виде органами, которые по объективным обстоятельствам (Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны или Главное управление специальных программ Президента РФ) могут только заявлять об услугах на портале, является формальностью.

Полностью текст см. http://www.id-f.ru/calendar/info/novosti/rejting-dostupnosti-elektronnyh



Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru