Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИКТ и право

Типичные черты сайтов региональных органов законодательной власти, часть 2

http://www.svobodainfo.org/ru/node/2410


Продолжаем публикацию наиболее ярких примеров, выделенных экспертами в ходе мониторинга региональных органов законодательной власти. Напомним, что ранее уже были освещены примеры размещения нормативных правовых актов, сведений о составе и структуре, а также о деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Рассмотрим теперь примеры размещения контактной информации и особенности интерфейса исследуемых сайтов.


Контактная информация

К данной категории, в частности, относится наличие на сайте форм обратной связи для взаимодействия с общественностью, описание порядка присутствия в заседаниях, сведения о проводимых встречах с избирателями. Они в наибольшей степени связаны с интерактивностью, с возможностью прямого взаимодействия между заинтересованными гражданами и государственным органом в лице депутатов или уполномоченных представителей аппарата. Возможность обеспечить живое общение дополняется множеством способов связи посредством привычных почты, телефона, факса или форумов, форм обратной связи. При этом право на обращение или на направление запроса о предоставлении информации обеспечено на законодательном уровне, и каждый имеет право получить ответ на заданный вопрос.


Положительные примеры

Сайт Законодательного Собрания Владимирской области, http://www.zsvo.ru/uchastievzs/, предлагает распечатать и заполнить образцы заявлений для участия в заседаниях Законодательного органа. Это возможность непосредственно ознакомиться с интересующей деятельностью. Не хватает только подробного описания порядка осуществления гражданами права на участие в заседаниях.

Обширные возможности для выражения своего мнения, направления вопросов, предоставляет сайт Ярославской областной Думы, http://www.duma.yar.ru/structure/deputies/marchenko.html. Например, имеется возможность задать вопрос любому депутату через его профиль.

Подобная возможность встречается на многих сайтах, однако далеко не везде можно выразить мнение о деятельности Думы анонимно, http://www.duma.yar.ru/reception/complain/.

Очевидно, не имеет смысла ожидать живой реакции на подобное выражение чувств. Остается надеяться, что хоть кто-то ознакомится с направленной через такую форму информацией и когда-нибудь примет какие-то меры. На двух формах обратной связи данный сайт не останавливается, также предоставляя возможность отправить через электронную форму запрос в Думу. Нет необходимости оформлять его в письменном виде, посылать по почте или оставлять в приемной.

Наконец, последняя форма, которую предлагает заполнить и отправить сайт Ярославской областной Думы, http://duma.yar.ru/reception/send_message/, - традиционное обращение, которое предположительно рассматривается сотрудниками аппарата законодательного органа.

Надеемся, что масса способов обращения в Ярославскую областную Думу обеспечена соответствующими возможностями по рассмотрению этих обращений. В этом контексте очень важной видится возможность отслеживать состояние обращения, направленного через сайт. Для решения данной задачи на сайте Законодательного собрания Омской области, http://www.omsk-parlament.ru/?sid=3071, предусмотрен соответствующий сервис. Хорошо когда можно подать обращение, но еще лучше, когда знаешь, что оно принято и находится в работе.

Удобный, хотя и не столь официальный способ взаимодействия, обсуждения - форумы, размещенные на сайтах законодательных органов. Наиболее удачной реализацией данного механизма является форум на сайте Тюменской областной Думы, http://www.duma72.ru/ru/forum/, - живой, созданный не для галочки, а для обсуждения актуальных проблем, событий, обмена мнениями. Пусть объем его не очень большой, зато он функционирует.

Размещение подробной информации для связи с депутатами - очевидно необходимо, если государственный орган претендует на представительность и подотчетность. Сайт Государственного Совета Республики Коми предоставляет исчерпывающую контактную информацию, http://www.gsrk.ru/images/stories/pdf/deputaty4/cont/markov_1.pdf, для связи с депутатом и каждым его помощником.

Подобная ситуация встречалась и в ранее приведенном примере Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Нужно отметить, что предоставление такой подробной информации очевидно должно стать нормой для сайтов законодательных органов субъектов Российской Федерации. Кроме того, названный сайт предоставляет возможность получить информацию о создателях сайта и об ответственных за его содержание лицах, http://www.assembly.spb.ru/welcome/show/709/458256411. Это конкретное подразделение, фамилии и контактные данные, а не безликий "Вебмастер".


Отрицательные примеры

К сожалению, далеко не все сайты законодательных органов предоставляют контактную информацию. Например, сайт Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан предлагает не очень информативные графики приема председателя и депутатов, http://www.gsrb.ru/ru/organization/deputats/7959/.

Форум Ярославской областной Думы, http://duma.yar.ru/footer/forum/, - своеобразный антагонист представленного ранее в обзоре форума на сайте Тюменской областной Думы. Форум-призрак, такие не редкость на официальных сайтах органов власти. Он не пустой, его просто нет. В таком случае напрашивается вопрос: "А стоило ли вообще создавать отдельный раздел?" На таком "форуме" нет даже шанса инициировать обсуждение.

Аналогично потенциально удобная рубрика "Вопросы и ответы" на сайте Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва имеется в наличии только формально, http://www.khural.org/index.php?option=com_content&view=section&id=3&Itemid=112.


Интерфейс

Отдельной оценке подлежали элементы интерфейса, обусловливающие удобство работы с сайтами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Они касаются единообразия в оформлении сайтов, удобства поиска необходимой информации, ее читаемости. Это преимущественно технологические аспекты, однако от их реализации во многом зависит возможность получения гражданами необходимой информации, а значит и ее открытость.


Положительные примеры

Сайт Законодательного Собрания Белгородской области содержит ссылки на программу для чтения загружаемых файлов, http://belduma.ru/laws/laws_detail.php?soz=5&god=2012&nom=108. И пусть документы предоставлены в отсканированном виде в качестве графических файлов формата .pdf или .DjVu - на сайте предусмотрена возможность скачать бесплатную программу для возможности открыть файл.

Мы привыкли к использованию современных поисковых систем. Иногда создается ощущение, что они лучше нас знают, что мы планируем найти, - корректируют запрос, исправляя опечатки, расширяя допустимые падежные формы, подыскивая синонимы. Работать с большинством поисковых систем на сайтах органов власти после этого, мягко говоря, трудно. Информация может быть размещена на сайте, но сайт не поможет ее обнаружить. Приятным (хоть и не очень значительным) исключением стала система поиска по сайту Белгородской областной Думы, http://www.belduma.ru/search/?q=afrc&how=r:, - она автоматически корректирует поисковые запросы. Пусть она пока умеет только менять раскладку клавиатуры, - это уже первый шаг к улучшению эргономики поиска по сайту.

Обеспечение расширенного поиска по сайту наиболее актуально применительно к базе законов и законопроектов: данная информация объемна, но может быть структурирована по множеству признаков. Многие сайты законодательных органов предлагают данную функцию, реализуя ее различными способами. На сайте Законодательного Собрания Кировской области, http://www.zsko.ru/, имеется подробный и удобный поиск по базе законов и законопроектов. Поиск по базе законопроектов возможен также по стадии рассмотрения.

Важность грамотного оформления сайта для некоторых людей до сих остается спорным вопросом - за подтверждением можно обратиться к Интернету. Но иногда важность наличия крупного шрифта или повышения контрастности - определяющий признак, обеспечивающий возможность получить текстовую информацию. До сих пор не все сайты государственных органов могут похвастаться наличием "Версии для слабовидящих", хотя соответствующие нормативные указания давно имеются. Обеспечить режим более крупного шрифта несложно. Например, он имеется на сайте Белгородской областной Думы, http://belduma.ru/plus.php.


Отрицательные примеры

Иногда технические недоработки сайта, "трудный" интерфейс способны стать преградой для получения доступа к требуемой информации. Порой у пользователя может даже создаться ощущение, что страницы сайта специально проектировались с целью затруднить поиск информации. Это неудивительно, когда обращаешься к главной странице Автоматизированной информационной системы "Законопроект Нижегородской области", http://int.zsno.ru:8080/zaks.

Не совсем понятно, зачем для доступа к данной базе нужно вводить логин и пароль, также размещенные на сайте. И совсем не сразу становится понятно (приходится попробовать выделить текст), что информация в базе все-таки имеется, нужно просто подобрать правильный браузер. Отсутствие оптимизации сайтов под работу с различными браузерами неожиданно оказалось преградой для получения доступа к информации.

Ряд сайтов некорректно работает с надстройками браузеров (например, отключающими скрипты java). Естественно, предупреждения о необходимости отключить надстройки чаще всего на сайтах не размещаются. Да и нужны ли предупреждения, когда решение проблемы (хочется надеяться) не в отключении надстроек, а в грамотной проработке сайта. Со включенными скриптами сайт Законодательного Собрания Амурской области выглядит следующим образом (красным выделена интересующая область): http://www.zsamur.ru/section/list/14.

Сайт Белгородской областной Думы, http://www.belduma.ru/, также слишком дружит со скриптами и не допускает их отключения:

О том, как трудно работать с поиском на сайтах государственных органов уже упоминалось. Но иногда работать с поиском (например, на сайте Народного Хурала Республики Бурятия, http://hural-rb.ru/search/?q=%E4%E5%EF%F3%F2%E0%F2) просто невозможно. Очевидно, поиск не функционирует.


Парадоксы

Для того чтобы последняя нота была не грустной, а ироничной, хочется привести еще пару примеров. Сайт Курской областной Думы: http://oblduma.kursknet.ru/inf/dohod.php.

Пояснение: мониторинг проводился в июне. Декабрь 2012 года еще не закончился, но информация о доходах за 2012 год на всякий случай имеется.

Сайт Законодательного Собрания Пермского края: http://www.kontrol.zsperm.ru/s2/history/.

Без комментариев. В настоящее время средствами сайта переход в данный раздел невозможен. Но информация по-прежнему представлена для ознакомления.


Выводы

Открытость органов законодательной власти - одно из необходимых условий обеспечения доверия населения к органам власти. Данная ветвь власти не случайно именуется представительной - раз в несколько лет путем участия в выборах мы избираем в регионах тех кандидатов, которые, по нашему мнению, смогут лучше отразить наши интересы. Общество вправе знать о том, как работают избранные им представители. Реализация данного права наиболее эффективна, когда законодательный орган имеет качественный, полный, актуальный и удобный сайт в сети Интернет.

Результаты проведенного мониторинга в очередной раз показали, что в разных субъектах Российской Федерации имеются различные взгляды на то, каким должен быть сайт, на то, для чего он необходим, и нужен ли он вообще.

У меня как у эксперта в процессе мониторинга сложилось двойственное впечатление: с одной стороны очевидна позитивная тенденция следования требованиям развивающейся информационной действительности, нормам законодательства, с другой, - прослеживается порой чрезмерно формальный подход к оформлению сайтов, встречаются разделы "с заделом на будущее", с привлекательными названиями "в духе информационного общества", нежизнеспособные или просто неграмотно реализованные. Нередки и ситуации, когда, несмотря на полное и исчерпывающее содержание определенной тематики, ознакомление с информацией затрудняется неудобным интерфейсом. Но бесспорный факт - динамика есть. Ее оценки - предмет дискуссий. Я же надеюсь, что представленные положительные примеры смогут служить примером для сайтов законодательных (представительных) органов в иных субъектах Российской Федерации. А отрицательные... Очень хочется, чтобы, когда вы будете читать эту статью и переходить по ссылкам, информация на скриншотах не совпадала с тем, что вы увидите.

P.S. Привыкшему к повседневной работе с сетевыми ресурсами пользователю может показаться необоснованным, что мы уделяем внимание таким привычным сервисам, как отслеживание состояния обращений, видеодайджесты, информационные карточки депутатов, корректировка поисковых запросов. Однако нужно признать, что они применяются законодателем зачастую впервые. И эти несмелые шаги один за другим делают их работу более открытой, доступной для взаимодействия. Движение ускоряется, и следом за надеждой приходит уверенность в неизбежном изменении концепции взаимоотношений общества и государства: запрос на изменения может быть воспринят и поддержан. Впереди еще много работы.



Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru