Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Электронное правительство

Опыт построения информационных систем с использованием смарт-карт в мире и в России


О. Андронова, olga@ci.ru

За последние 5 лет смарт-карты вошли в повседневный быт россиян, имеющих хорошо оплачиваемую работу. Теперь предлагается приобщить к ним и социально незащищенные слои населения. Карточка горожанина уже функционирует во многих странах. Редакция КИ предлагает читателям обзор существующих в мире и в России информационных систем, обслуживающих широкие слои населения. Обзор подготовлен по материалам, любезно предоставленным специалистами Комитета по информатизации и связи.

Международный опыт

Citizens Card (Великобритания)
В Англии для обслуживания граждан применяется микропроцессорная карточка Citizens Card, технологическую схему которой разработала компания Smartex. Карточки были разработаны для использования в индивидуальных замкнутых карточных схемах. При этом каждому жителю предоставляется единая карточка, обладающая многими функциями, полезными и удобными как для местных властей, так и для различных коммерческих приложений. Поэтому человек, живущий в зоне действия этой карточной системы, может заменить множество имеющихся у него карточек единой карточкой Citizens Card и использовать ее в качестве свидетельства о возрасте, читательского билета в библиотеке, для получения образовательных услуг и доступа в места развлечений, в качестве билета в общественном транспорте, а также в коммерческих целях.

Geld-Karte (Германия)
Общенациональный проект Geld-Karte стартовал в 1996 г. Эмиссия карт на конец 2000 г. достигла 70 млн единиц. На сегодня Geld-Karte является крупнейшей в мире системой, использующей принцип многофункционального электронного кошелька. Концепция городской карточки на основе Geld-Karte реализуется в городах Eichstatt и Kulmbach. Цель проекта замкнуть финансовые потоки на локальном уровне, чтобы повысить их эффективность.

FINEID (Финляндия)
Проект FINEID реализован на базе пластиковой карты с микроконтроллером, которая содержит только информацию для удобной и достоверной идентификации личности. Видимая на карте информация содержит: имя, дату рождения, номер в системе социального обеспечения, гражданство, пол, номер карты, дату выпуска, срок действия карточки, подпись, фото. Для использования карты необходимо знать PIN-код. Техническое решение карты позволяет использовать ее для идентификации, в платежных операциях, телекоммуникациях, для контроля доступа.

Золотая Карта (Китай)
Проект Золотая Карта по внедрению платежных технологий с использованием микропроцессорных карт начался в 1993 г. Проектом управляет Государственный Офис по координации проекта Золотая Карта. В проекте участвуют государственные структуры, отвечающие за выработку общенациональной политики по внедрению технологий смарт-карт. Финансирует проект Народный Банк Китая.

Применение интеллектуальных карт (смарт-карт) для решения социальных вопросов на территории России

В России нет большого опыта создания, развития и использования систем безналичных расчетов, так как эта сфера начала развиваться не очень давно. Но, тем не менее, реализованы некоторые проекты, что позволяет увидеть специфику создания банковских и небанковских систем на основе смарт-карт и использовать этот опыт.
Проанализировав отечественный опыт применения интеллектуальных карт для решения социальных вопросов, можно классифицировать проекты внедрения социальных карт по видам основных участников проектов на банковские, небанковские и смешанные.
Банковские проекты социальных карт характеризуются тем, что на пластиковой карте реализуется, в основном, только платежное приложение. Основное использование пластиковых карт заключается в организации выдачи денежных средств (пенсии, дотации, компенсации и пр.) путем безналичного перечисления причитающихся средств на специальный карточный счет льготника. Выдача денежных средств осуществляется в собственной сети банка (филиалы, отделения) или внешней сети других банков или организаций (отделения связи). Из известных проектов такого типа можно привести проект КБ Петровский (Санкт-Петербург), организовавшего выдачу пенсий и других выплат льготникам через отделения связи.
В небанковских проектах выпуска социальных карт эмитентами выступают небанковские организации. Основными целями подобных проектов являются организация систем учета и адресности предоставляемых льгот, а также автоматизация самого процесса. Проекты носят отраслевую направленность, основное приложение на карте идентификационное, учетное или информационное. К таким проектам можно отнести проект Фонда ОМС (обязательного медицинского страхования) по внедрению пластиковых карт в Туле и проект петербургского и московского метрополитена по внедрению проездных документов на основе бесконтактных карт для льготных категорий населения.
Смешанные проекты социальных карт организуются под эгидой региональных администраций при непосредственном участии банковских структур. В таких проектах применяются мультиаппликационные карты с различным набором приложений: идентификационных, учетных/информационных, платежных.

Социальная карта москвича

В настоящий момент наиболее масштабным проектом внедрения многофункциональных интеллектуальных карт для решения социальных вопросов является проект Социальная карта москвича.
Согласно распоряжению премьера Правительства Москвы 715-РП от 07.08.2001, для комплексного предоставления социальных льгот населению и их учета, в трех районах Москвы (Чертаново Центральное, Чертаново Южное, Бирюлево Западное) с 15 сентября 2001 г. начался эксперимент по внедрению московской многофункциональной карты, имеющей различные приложения социального характера. Дальнейшее развитие системы социальных карт было определено распоряжением Правительства Москвы 585-РП от 29.12.2001 и постановлением Правительства Москвы 602-ПП от 06.08.2002, где утверждены основные ее положения.
Основные цели проекта:
упрощение и упорядочение предоставления льгот, обеспечение полного их учета и адресности;
введение единой идентификации льготников на основе смарт-карты;
создание единого электронного регистра льготников.
Участниками проекта стали:
Комитет социальной защиты населения Москвы;
Московский метрополитен;
Московская железная дорога;
Московский городской фонд ОМС;
Департамент экономической политики и развития;
Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы;
АК Московский муниципальный банк Банк Москвы;
ГУП Московский социальный регистр (ГУП МСР).
Технологическое обеспечение проекта основывалось как на использовании уже построенных автоматизированных систем обработки, хранения персональных данных льготников и развитой сети приема бесконтактных смарт-карт на транспорте, так и на новых разработках, выполненных участниками проекта.
Проект показал, что построение системы учета предоставленных льгот с применением мультиаппликационной электронной карты позволяет обеспечить интеграцию информационных ресурсов, персональный учет предоставленных льгот, идентификацию держателей карт и автоматизировать многие процессы по обслуживанию льготников с предоставлением механизмов взаиморасчетов за предоставленные льготы. В дальнейшем планируется расширить применение социальных карт и использовать эту технологию для учета жилищных субсидий, построения единой городской базы данных населения, предоставления льгот учащимся школ, студентам и прочим категориям льготников с различными приложениями.
Для изготовления и персонализации социальных карт используются современные технологии. Разработана эффективная технология эмиссии карт. В то же время, проект не предусматривает существенного изменения информационных технологий участников системы. Проект предоставил возможность детальной выверки данных о льготниках в базах данных участников, подробной систематизации льгот и т. д.
Средний возраст держателей социальных карт составляет сейчас 66 лет, при этом возрастной диапазон льготников от 6 до 98 лет. Держатель может воспользоваться социальной картой как идентификационным документом для льготного проезда на общественном транспорте (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус) и пригородных поездах, получения услуг в поликлиниках, скидок при покупках в магазинах. Одновременно карта является полноценным платежным средством.
На всех линиях метрополитена и в пригородном сообщении Московской железной дороги, а также в наземном общественном транспорте Москвы (автобус, троллейбус, трамвай) социальная карта действует в качестве льготного проездного документа.
В шести поликлиниках указанных районов оборудованы рабочие места для учета застрахованных при оказании медицинской помощи в системе ОМС с применением социальной карты.
Комитет здравоохранения Москвы начал использовать социальную карту в медицинской области. В целом с начала проекта и до конца 2002 года в лечебно-профилактических учреждениях Москвы было обслужено свыше 21 тыс. держателей социальных карт, количество посещений составило около 340 тыс., стоимость оказанных медицинских услуг около 20млн рублей.
Социальная карта дает право на получение скидок в предприятиях торговли и услуг. Например, в супермаркетах торговой сети БИН в указанных районах социальные карты принимаются как дисконтные. За 5 месяцев зарегистрировано около 3,6 тыс. покупателей с социальными картами, осуществивших более 30 тыс. покупок на сумму более 3,9 млн рублей, и, соответственно, получивших скидок на сумму около 200 тыс. рублей.
Данные о предоставленных льготах (транзакции по социальным картам) накапливаются в организациях-акцептантах социальных карт. Далее данные при необходимости агрегируются и передаются в ГУП МСР. При получении неагрегированных (первичных) данных, они обрабатываются непосредственно ГУП МСР. Данные учитываются ГУП МСР как по акцептантам, так и по держателям социальных карт (в электронном паспорте льготника).
На основании полученной информации ГУП МСР может формировать отчеты, используемые комитетами и ведомствами Правительства Москвы или уполномоченными им организациями для компенсации предоставленных акцептантами льгот в соответствии с определенным Правительством Москвы порядком.
В июне 2002 года начался новый этап развития проекта выпуск социальных карт с логотипом VISA Electron.
С появлением на карте логотипа международной платежной системы московская социальная карта получила международный статус. Такая карта обладает гораздо большей потребительской ценностью, поскольку может приниматься как платежный инструмент в 31 тыс. российских предприятий розничной торговли и сферы услуг и в 21 млн торгово-сервисных организаций по всему миру. Можно ожидать, что число держателей социальной карты, которые будут использовать ее платежное приложение, существенно возрастет.
При переходе к широкому применению контактных смарт-карт предусмотрено использование социальной карты с дуальным (контактно-бесконтактным) интерфейсом. Такой переход позволит в контактной части чипа разместить как стандартное платежное приложение банка, так и развитое идентификационное приложение держателя социальной карты.
В результате создания системы социальных карт планируется обеспечить полный и адресный учет целевого предоставления льгот жителям Москвы. Это, как надеются в Правительстве Москвы, поможет в планировании бюджетных расходов и прогнозировании социально-экономических процессов, а также, возможно, будет достигнута экономия бюджетных средств. Будет подготовлена система контроля компенсации затрат организаций за предоставленные льготы, улучшено качество обслуживания льготных категорий населения, автоматизированы процессы интеграции информационных ресурсов, связанных с предоставлением льгот. Будет создан единый социальный регистр льготных категорий населения на основе единого учетного социального номера и организовано ведение регистра.

Мультикарта Чувашской Республики

В настоящее время подписан дополнительный протокол к соглашению между Минэкономразвития Российской Федерации и правительством Чувашской Республики о реализации в 2004 г. пилотного проекта Организация взаимодействия граждан с госорганами и хозяйствующими субъектами посредством республиканской мультипликационной интеллектуальной карты (проект Мультикарта). Подписанный протокол предусматривает совместную реализацию проекта и софинансирование его из федерального бюджета в объеме 8 млн рублей и из республиканского бюджета Чувашии в объеме 11,5 млн рублей.
В начале 2004 г. будет проведена масштабная кампания в рамках создания региональной системы объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР), органов записи актов гражданского состояния, паспортно-визовой службы и жилищно-коммунального хозяйства по выверке и синхронизации госданных о населении, поддерживаемых такими ведомствами, как МНС России, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, ЦИК (ГАС Выборы).
Создание региональной системы ОГИР направлено на обеспечение эффективного информатизированного обмена в сфере учета населения, информационно-аналитической основы для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, улучшения информационного обслуживания населения, а также сокращения потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.

Смарт-карты в ОМС Тульской области

На территории Тульской области в течение нескольких лет осуществляется переход на технологии учета медицинских услуг с применением пластиковой чип-карты. Начинался эксперимент при финансовой поддержке Федерального фонда ОМС в 1996 г. в Алексинском районе. Чуть позже к реализации проекта подключились страховые медицинские компании. Один из факторов, который побудил продолжить эту работу, искреннее одобрение пластикового полиса медицинским персоналом, работать которому стало намного легче.
Пациент предъявляет пластиковый полис, регистратор вставляет карточку в считыватель, который копирует информацию с чипа в память компьютера фамилию, имя, отчество, место работы, проживания, социальный статус. Данные используются для автоматической распечатки талона амбулаторного пациента на прием к врачу. Эта технология позволяет избежать очередей в поликлиниках и больницах, даже во время эпидемий гриппа.
Преимущества пластикового полиса, по сравнению с другими носителями информации о пациенте, заключаются в том, что информация с чип-карты считывается не только мгновенно, но и безошибочно. Доступность, прозрачность и объективность информации способствуют оперативному получению данных с любой степенью детализации на любом уровне, и, как следствие, ускоряет поступление финансовых средств в лечебные учреждения.
Пластиковый полис с микросхемой памяти в среднем стоит $1, а срок его службы не менее 10 лет. К тому же карта не требует замены при необходимости скорректировать персональную информацию о пациенте (смена фамилии, места жительства, переход на новую работу, смена социального статуса) в чипе полиса можно производить до 10тыс. перезаписей.
Функции чип-карт с программируемой памятью можно расширять, например, вносить отметки о праве на льготы и сроках их действия, диагностические данные, или вести персонифицированный учет в пенсионной сфере. Пластиковая карта очень удобный инструмент для контроля за льготным лекарственным обеспечением.
В Алексинском районе проведен эксперимент по контролю за лекарственным обеспечением по всей технологической цепочке: врачпациентаптекастраховая медицинская организацияфонд ОМСадминистрация района. Чип-карта позволяет не только обозначить категорию льготника, срок действия этих льгот, но и хранить информацию о выписанных рецептах. Автоматизированная система учета рецептов и формирования счетов, отслеживающая прохождение финансовых потоков, по самым скромным подсчетам, дает экономию средств не менее 10 %.
В Тульской области выдано уже более 1 млн пластиковых полисов жителям районов. С 2003 г. началась плановая замена бумажных полисов ОМС и в Туле. Пластиковые полисы будут выдаваться в организованном порядке на предприятиях, в вузах, детских дошкольных учреждениях. Этим занимаются две страховые медицинские организации Вирмед и Тульская областная больничная касса.

(Продолжение следует)


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи 1'2003 (20 января - 2 февраля) || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru