Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИТ и управление


"Башня", GPS и новые технологии

Ольга Андронова editor@ci.ru


14 января 2008 года, во время слушаний по временному регламенту застройки ВРЗ-07/1101 так называемого "Охта-центра" у Большеохтинского моста, из всех вопросов горожан за три часа вздрогнуть президиум заставил только один. Было хорошо видно, что никакие протесты, связанные с откровенно плохим изготовлением предложенного ВРЗ и его юридической необоснованностью, правом горожан на жилье и нормальное существование в районе проживания, отсутствием транспортной инфраструктуры и т. п., господ, сидевших за столом на сцене, не слишком волновали. Оторопь среди них возникла, когда некий пожилой господин с хорошей выправкой осведомился, выяснял ли кто-нибудь из проектантов у военных, можно ли размещать здание высотой 400 м с точки зрения безопасности и города, и региона. Такая "высотка" - это ведь прекрасный ориентир для наведения. Пошушукались и промямлили, что да, все, что выше 50 м - стратегический объект, но ничего, мол, получим согласие.

И тут мои мысли с эстетических, транспортных, энергетических, экологических, финансовых и прочих проблем, создаваемых газпромовским проектом для города и горожан, свернули на чисто профессиональную тему. А что будет представлять собой эта "башня" с самой первой точки зрения - возможности не комфортно, но хоть просто - пожить?

Небоскреб высотой в 400 м - это реальный ориентир на местности для прицельной бомбардировки территории не только города, но и ближних районов области низколетящими средствами доставки. Расстояние, с которого можно будет облучать активной загоризонтной РЛС (радиолокационной станцией) 400-метровое высотное сооружение с получением достоверного отклика на пассивной фазированной решетке системы ориентации ракеты составляет более 300 км.

При этом средства облучения будут находиться за территорией России, а место запуска в этом случае будет определяться только дальностью полета средств доставки.

То есть, даже если удастся отключить ориентировку на местности с помощью системы глобального позиционирования GPS и изменить параметры рельефа, точность наведения будет сохранена. При этом само низколетящее средство никаких радиосигналов подавать не будет, потому и отследить его будет невозможно. В полете, ориентируясь на здание высотой 400 м с помощью пассивного радиолокатора, компьютер устройства наведения будет вносить поправки в систему ориентирования и, уточняя координаты ракеты, корректировать ее траекторию, выводя точно на цель. Причем наличие высотной доминанты позволяет обойтись без дорогостоящих гироскопа и активного локатора головки наведения, что резко удешевит стоимость вредоносного изделия.

Про пассивные радиолокаторы, их изготовление и применение ссылок в Интернет - прорва. Там же и со всеми остальными аспектами этого вопроса ознакомиться можно. Удалось найти даже сайт с описанием воинской части данного направления деятельности советского периода.

Единственный довод против использования здания такой высоты в военных целях, который мне удалось до сих пор услышать, звучал так: кому нужны любые ориентиры на местности, когда все ракеты теперь наводятся с помощью сигналов GPS?

Так насколько надежна эта GPS-локация? И может ли она заменить старые способы наведения?

Для проверки справедливости сего утверждения я особо не напрягалась, а задала поисковой системе Yandex вопрос "глушение GPS-сигнала". Ответов - море. И самое смешное, что такой прибор (для глушения GPS-сигнала) был создан и продемонстрирован в работе российской компанией "Научно-технический центр "Авиаконверсия" более 10 лет тому назад - еще на авиасалоне "МАКС" в Жуковском в 1997 году (и на французском авиасалоне в Ле Бурже в 1997 г.). Этот портативный "Передатчик помех приемникам спутниковых навигационных систем GPS/ГЛОНАСС" имел уже тогда радиус действия в 150-200 км. Фото его мы воспроизводим из Интернет, посмотреть на него можно по адресу http://www.navgeocom.ru/forum/index.php?showtopic=2915&st=0&start=0.

Тема эта обсуждалась во множестве печатных СМИ и Интернет. Из самых общедоступных назову публикации в правительственной "Российской газете" - федеральный выпуск № 4447 от 23 августа 2007 года, статья "Ключ на "СТАР" - http://www.rg.ru/2007/08/23/maks.html. Это - способ глушения шумоподобным сигналом, который, как говорит директор фирмы "Авиаконверсия" О. Е. Антонов, прост, и ознакомиться с ним можно, прочитав учебник физики. Как эту глушилку использовали на практике - см. дальше.

Еще один способ глушения сигналов систем спутниковой навигации представил питерский профессор Валентин Владимирович Кашинов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор технических наук. Для желающих ознакомиться с кратким вариантом (глава "Глушение сигналов американской спутниковой навигационной системы GPS NAVSTAR") см. http://www.whiteworld.ru/rubriki/000114/000/02012901.htm. Публикация эта свеженькая, от 25 января 2008 года. Подробнее - в книге, датируемой еще 2000 годом: "Теория и практика падающих томагавков. Размышления двух докторов наук о природной слабости спутниковой радионавигации", http://www.x-libri.ru/elib/kashn001/00000001.htm.

Причем сам В. В. Кашинов указывает, что авторство технической идеи глушения принадлежит специалистам по РЭБ Поддубному и Овчаренко, и была она опубликована в журнале "Радиотехника" за 1992 год. Краткое изложение идеи см. в журнале "Компьютерра" № 34 от 5 октября 2000 года. Там же в ответе В. В. Кашинова указано, что мощность передатчика-глушителя "...может быть порядка единиц ватт, как у карманного фонарика! Одного ватта хватает, чтобы глушить сигнал на расстоянии прямой видимости до 500 км".

Сигналы GPS действительно, не очень-то сильные. И убедиться в этом не просто, а очень просто. Ежедневно, при поездках на работу, мне приходится выносить "наладонник" к самой кромке "торпеды", максимально близко к лобовому стеклу автомобиля, чтобы он смог поймать сигналы. Потому что, даже если "наладонник" лежит на коленях, прямо под обрезом покатого лобового стекла иномарки - сигналы GPS он не ловит. В Европе, кстати, ровно то же самое - в Италии, Германии, Франции. Головка GPS должна быть на открытом месте, сразу же у края любого навеса сигнал пропадает.

Собственно говоря, все теоретические изыскания были проверены на практике войной в Ираке. С подробностями можно ознакомиться в Интернет по публикациям того времени, а вкратце напомню сюжет по статье из правительственной "Российской газеты". "Глушилки" московской фирмы "Авиаконверсия" после демонстрации в 1997 году были закуплены за счет федерального бюджета США, что, кстати, финансово помогло начинающей фирме. Испытания на американских военных полигонах подтвердили их дееспособность. Затем каким-то путем эти изделия попали-таки в Ирак, в течение 5 дней доказали свою пригодность уже в режиме "промышленной эксплуатации". Войска США решили свою проблему путем коврового бомбометания. Обвинения со стороны официальных лиц США и даже самого президента Дж. Буша в адрес фирмы "Авиаконверсия" и ноты протеста в МИД России стали ей хорошей рекламой. Подтверждений же документальных, что фирма имела какое бы то ни было формальное отношение к поставкам в Ирак, предоставлено не было. Фирма "Авиаконверсия" продолжает работать, подготовила очередные новинки в той же области и регулярно демонстрирует их на выставках.

Так что GPS проблемы не создает. "Положить" эту систему в случае острой необходимости можно достаточно быстро. А вот куда и как "положить" указатель-небоскреб? С одной стороны от него будет мост, с другой - излучина Невы.

Добыть подходящее средство доставки, разумеется, нелегко, но раньше и террористы в "Боингах" на здания не бросались. Поэтому любое высотное строительство в Петербурге должно планироваться с учетом географических особенностей расположения города фактически на краю России и вблизи границы.

А они таковы: "Согласно Закона РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 16.07.1998 г., государственной границей РФ является внешняя граница территориального моря - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от линии наибольшего отлива вдоль берега, указанной на официально изданных в РФ морских картах" (http://distance.ru/files/umk/ter_org_nas/ter_org_nas08.html).

То есть, до границы по Балтийскому морю у нас от самых краешков Ленинградской области примерно 22 км. А дальше - море, международные воды. Средняя глубина Балтийского моря за пределами Маркизовой лужи - 51 м. Есть и гораздо глубже - до 470 м.

Вообще говоря, во времена моего обучения в вузе, сколько помню, вопрос этот обсуждался на занятиях. В том плане, что мощная золотая "шапка" Исаакиевского собора видна со стороны Финляндии, до границы с которой по суше примерно 200 км. Высота собора - 101,5 м. Но тема эта излагалась в таком виде, что с Финляндией у СССР после Второй мировой войны нерушимый договор о мире и дружбе, страна эта нейтральная и проблем никому не создает. Так, оно, собственно, и есть на протяжении уже более 60 лет.

Мои опасения в связи с возможностью злокозненного применения высотных зданий связаны отнюдь не с войсками НАТО. Там серьезные люди работают. И самолетами, снесшими "башни" Нью-Йорка, управляли отнюдь не пилоты стран Варшавского договора (историческая справка для молодых читателей: была раньше такая военная организация у стран советского блока).

А оценка серьезности ситуации с угрозами для России дается руководством страны. И только за два первых месяца 2008 года наш нынешний президент В. В. Путин на двух собраниях - сотрудников ФСБ и МВД - успел два раза заявить, что террористическая угроза по-прежнему существует, и антитеррористические действия должны проводиться. Ему с его поста виднее.

Конечно, способы "прикрыть" со стороны границы город с небоскребом существуют. Цена решения примерно равна цене "башни". Но зачем сначала тратить бюджетные средства на создание проблемы, а затем - на ее решение?


P.S. В статье "Петербургский апокалипсис", опубликованной в № 8 "Новой газеты. СПб" за 4-6 февраля 2008 года (http://www.novayagazeta.spb.ru/2008/08/1), автор - Эрнст Кондратович, архитектор, лауреат премии Совета Министров СССР, доходчиво раскрыл тему опасности строительства высотных зданий в нашем городе, проистекающей из особенностей климата и грунтов. Речь идет о Гдовском водоносном горизонте, разрешенном предельном давлении на грунт и границе континентальной климатической зоны.


Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru