Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Семинары, выставки, конференции


CeBIT 2014

Ольга Андронова editor@ci.ru

 

Отчеты по выставке CeBIT газета «Компьютер-Информ» размещает уже 21й год. Сама выставка стартовала в 1986 г., практически вслед за появлением первых ПК.

За это время рынок ИКТ появился, развился по чуть ли не прямой линии под углом в 900, перенес несколько кризисов в составе общеэкономических и вырос до стабильного, ныне описываемого тоже прямой, но параллельной оси координат X. Закрылась аналогичная по тематике американская Comdex в Лас-Вегасе. А CeBIT выжил. Не пошла развлекательная составляющая в виде отдельной выставки – но сам Cebit выжил. В процессе выживания выставка разделилась по континентам. Резко упал поток посетителей – с более чем миллиона до 210 тысяч в этом году. Резко сократилось количество экспонентов (ранее было под 9 тысяч, и существовал вечный лист ожидания со слабо теплившейся надеждой как-нибудь и где-нибудь прикорнуть хоть на квадратном метрике на одной ноге постоять), занятых павильонов (посмотрите на белые прямоугольнички – они пусты, а раньше еще и на улице расставляли огромные машины длиной в пару-тройку контейнеров) и занятых площадей – ранее по 500 тыс кв м занимали.

план

Напомню данные 2001г. http://www.ci.ru/inform06_01/p23ceb.htm: «за 10 лет организация Deutsche Messe AG (DMAG) вложила $818 млн в развитие выставочного комплекса и инфраструктуры. Общая площадь составляет 969500 м2, на ней расположены 26 павильонов общей площадью 469655 м2 плюс выставочная площадь под открытым небом в 57835 м2». Да еще загоны, в которых катались машины без водителей, длиннющие трейлеры с техникой, развлечения – чего стоил временная постройка, где соревновались серфингисты!

2002й стал последним годом взлёта общей статистики – далее спад.

В 2014м часть павильонов осталась не занятой, метраж задействованных площадей DMAG не сообщила.

 

Церемония открытия

 

Это штатная процедура, на которой присутствуют первые лица региона и страны, последнее десятилетие еще и от страны-партнера, плюс руководители крупнейших фирм. И как всякое традиционное мероприятие, церемония отражает изменения в обществе, причем его верхнем слое, чем для «КИ» и интересна.

На открытие пустили 2500 человек. С речами выступили глава земли Нижняя Саксония Стефан Вейл/Stefan Weil, президент BITKOM проф., д.н. Dieter Kempf/Дитер Кемпф, CEO группы Volkswagen AG д.н. Martin Winterkorn/Мартин Винтеркорн, премьер министр Англии David Cameron/Дэвид Кэмерон и, само собой, Германии д.н. Angela Merkel/Ангела Меркель.

Потом поздравили победителей немецкого конкурса студенческих работ.

награда студентов

Потом на сцену поднялась канцлер и сказала «а я думала, про меня уже забыли» под дружный смех зала. После ее речи на сцену собрались все выступавшие, выехала передняя половина белого автомобиля, на экране показали его кокпит, за руль уселись Винтеркорн с Кемпфом. Это была иллюстрация к речам Кемпфа и Винтеркорна. Потом белое авто можно было рассмотреть на стенде в павильоне 2.

авто2

Когда появилось фото на экране Меркель и Камерона – традиционно перед входом в зал фотографируются у вогнутого стенда красного цвета с надписями-названиями выставки, - журналисты полезли на эстраду толпой. По трансляции их уговаривали слезть, народ веселился, журналисты щелкали. Смеялась и канцлер, улыбался Кэмерон. Никакой охраны.

Меркель

Потом по ходу церемонии кто-то быстренько проходил сбоку – и никто не дергался.

Само мероприятие было скромным – до речей народ развлекали на сцене английский многоязычный робот-гуманоид RoboThespian и молодой парень, скрипачка и пианист. В завершение по залу прошел на сцену военный оркестр.

открытие

открытие

Итак, что изменилось в обществе Германии – главной страны ЕС? Поменялась атмосфера общения. Хамства не было и раньше, но чувствовалась иерархия. Теперь общение упростилось. Руководители страны и экономики Германии и ЕС держались доступно, понятно, вели себя как свои среди равных.

Эта ситуация в обществе очень отличается от азиатского типа иерархии, которая характернп и для нынешней РФ.

Полагаю, что именно информационные технологии сработали в данной трансформации общества. Потому что благодаря вездесущим ИКТ появилась возможность связи напрямую чиновников, руководства бизнеса и народа. Еще в прошлом году мы описывали несколько систем сбора и анализа мнений и выработки решений на их основе. И указывали «Социальные сети представляют богатство подходов и мнений - от простого like до развернутой аргументации в статье граждан. Именно это и интересно властям, которые хотят оставаться у власти законно». http://www.ci.ru/inform07-08_13/p_22.htm.

В Европе, в отличие от азиатских стран (Турции, КНР и ныне РФ) не закрывают Сетевые источники с мнениями граждан и фиксацией незаконных действий властей, особенно - воровства. В ЕС способствуют источникам самовыражения населения, их учитывают, как и сами мнения и настроения. И по итогам анализа меняют форму изложения решений властей для бОльшей доходчивости, да и сами властные решения производят с учетом коллективного разума.

Сдвиг – как в отрасли ИКТ в целом. Была премудрость для избранных – стало нормальной работой, общим делом. Меркель упирала на то, что ИКТ дадут работу молодым – но надо их учить соответственно, ведь работа не для дураков. Это тоже разница: власти ЕС стараются сделать население более умным, знающим и ответственным за жизнь региона. Нет ориентации на дураков, удобных для использования, и оболванивания масс.

Тему эта на CeBIT впервые широко представляли в 2008г. (http://www.ci.ru/inform05_08/p_29.htm) «Технологии Web 2.0 и ПО для социального общения (а именно блоги, wiki и подкасты), рассматриваются как удачные методы общения в сфере обслуживания заказчиков, управления качеством или организации управления информации внутри предприятия».

В этом году примеров на стендах Public sector было несколько, здесь упомянем один – NOMAD visiul explorer из Фраунгоферовского института. Разными в сборе информации об обсуждениях были языки (т.е. страны ЕС, на картинке – Греция) и темы (на картинке – футбол). Отметим, что собирается информация по социальным сетям с учетом пола, возраста, и прочих различий.

ЭлПрав1

ЭлПрав2а

Применению ИКТ в социальной жизни стран было посвящено выступление главы BITKOM Кемпфа (см. далее).

Организаторами CeBIT 2014 заявлены были темы Datability и Security.

Но наиболее интересной, по мнению редакции «КИ», была тема Industrie 4.0, четвертая промышленная революция. О ней упомянули все выступавшие на открытии, мы посвятили ей отдельную статью. Здесь же из речи г-на Винтеркорна отметим несколько пунктов и проект размера Госплана СССР, намеченный к реализации на 2020 год.

1. Срослось: практически все немцы (82 млн населения) сегодня имеют автомобиль (44 млн) и владеют хотя бы одним компьютером, планшетом или смартфоном (более 100 млн).

Автомобиль и компьютер изменили мир ростом экономики и свободы передвижения - на автобане и информационном шоссе.

Срастание автомобиля и компьютера Винтеркорн назвал «Великой коалицией». Эта тема давно была важной для CeBIT – «КИ» отмечало в 2008г. http://www.ci.ru/inform05_08/p_29.htm , раздел «Автомашина, GPS и WLAN». Теперь Винтеркорн заверил, что «клиенты смогут создавать себе машину в своем гараже обновлением ПО (это ж потеря денег для производителя? – от ред. «КИ»).

Сам VW вплотную займётся грузовиками: на Женевском автосалоне 2014г. анонсирована программа "Будущие Грузовики».

Из не легковых авто: показывали трансформацию сельскохозяйственных машин в с/х станцию управления с GPS, тач-панелями и сенсорами. А на стенде подразделение DFKI Фраунгоферовского института для трактора John Deere представляли руководство по ремонту в поле с технологией дополненной реальности. Пользователю монтируют на голове дисплей с ясными объяснениями каждого шага в процессе.

с-х1

с-х2

2. Фиксация уровня ИКТ в промышленности: автоматизированное проектирование, цифровизация заводов, контроль глобальной логистики - все эти области полностью зависимы от ИТ-систем.

Автомобиль стал мобильным вычислительным центром. Например, автомобиль Golf содержит 1,5 км проводов и более 50 устройств электронного управления. Их совокупная вычислительная мощность эквивалентна 20 современным ПК, и обеспечивает контроль тормозной системы и паркинга, автоматическое управление расстоянием до предметов. Есть сенсорный экран, датчик сближения и оповещение об усталости водителя.

В Volkswagen работает около 9300 специалистов ИТ, за год в ИТ инвестируется около €3,8 млрд. Г-н Winterkorn назвал 2 направления дальнейшей цифровизации авто.

Во-первых, двусторонняя связь автомобилей и среды (как аналог привел холодильники и системы сигнализации). К авто подключат практически все - водителя, другие транспортные средства, транспортную инфраструктуру.

Примеры:

А) Volkswagen E-Up! связывается с водителем круглосуточно через приложение Car-Net, через смартфон контролируется все от системы зарядки аккумулятора до положения на парковке и кондиционирования воздуха.

Б) Грузовой микроавтобус марок Scania и MAN анализирует данные телеметрии, в итоге расход топлива упал на 10%.

В) Audi оборудует некоторые авто LTE технологией – можно участвовать в видеоконференции.

Сказав о всесилии ИКТ в авто, г-н Винтеркорн вспомнил о защите данных, безопасности граждан и ответственности властей: «мы не должны разрешить автомобилю стать угрозой для конфиденциальности данных. Мы защищаем наших клиентов от всех видов рисков и опасностей на дороге - потери контроля и аквапланирования, сна за рулем и стояния в дорожных пробках. Мы должны защитить наших клиентов от злоупотребления их персональными данными. Поэтому "да" большим данным, безопасности и комфорту, но "нет" - «государству-няньке» и Большому Брату (Big Brother sic! – дословно перевела)».

Во-вторых: основным направлением развития является автономное, без водителя, вождение автомобиля.

Авто с системами автономного вождения в спецзагоне видим на CeBIT уже лет 5 - движение грузовиков без водителя, в колонне и поодиночке. В отчете 2010г. писали http://www.ci.ru/inform07-08_10/p_22.htm о машине с автопилотом для управления в кризисных ситуациях. «Аппаратура, снимающая ЭКГ, встроена в сидение, видеокамеры отслеживают взгляд водителя, позволяют системе управления автомобилем определять, в каком состоянии находится человек за рулем, куда смотрит. И если человек визуально пропустил знак, то система напомнит об этом на мониторе. Если человек теряет сознание, падает с кресла, с ним что-то происходит неладное, система замечает это и пытается парковать машину на обочину: проверяет дистанцию до впереди идущей машины, возможность перестроиться в крайний правый ряд. Тормозит, если перед ней есть машина, и ждет возможности перестроиться. Перестраивается и останавливается, включая аварийку».

Теперь наработанные решения и накопленную практику решено распространить на все машины, в т.ч. грузовые.

По данным опроса BITKOM, один из двух немцев уверен в технологии вождения без шофера, каждый третий представляет покупку автономной машины - хотя вряд ли кто хоть раз посидел в таком транспортном средстве.

По словам г-н Винтеркорна VW автономную технологию разрабатывает уже 15 лет. В 2010 году автономная Audi прошла вверх по Pikes Peak (Pikes Peak International Hill Climb, (PIHC - это ежегодные международные авто-мото соревнования по подъёму на одноименную гору в штате Колорадо, США. Длина дистанции ~ 20 км. Старт на высоте 2862 м над уровнем моря), а в 2013м Audi первым в мире разрешили проверить автономные автомобили на дорогах общего пользования в Калифорнии и Неваде, США.

Идея не в снятии всей ответственности с водителя - он всегда будет сохранять абсолютную власть в принятии решения. Цель - облегчить нагрузку в тех областях, где движение перестает быть удовольствием: в пробках на автобане или режиме стоп-старт городских транспортных потоков, или многочасовом кружении в поисках стоянки.

Блок управления помощи водителю Audi A7 называется zFAS.

4. То, что сказал г-н Винтеркорн далее, напомнило времена Госплана СССР: перевод к 2020г. авто с бензина на электричество.

Германия отказалась в энергетике от АЭС после Фукусимы и последние 3 закроют к 2022 году. Проект «ГеРуссия» отменен по факту нынешними властями РФ по неозвученным причинам, виден только повод – вторжение в Крым. Электроэнергию где будут брать? - заявлены возобновляемые источники, и, как следствие, системы ИТ-контроля за созданием, поставкой и потреблением.

Это – впервые в мире. Такого размера ИТ-систем нет ни у кого нигде.

Источником энергии могут быть ветростанции и солнечные панели. Для сравнения: в КНР к концу 2009г. работало 25777 МВт ветряных электростанций, 16% от ветряных мощностей всего мира. В 2012 – 40 ГВт (план был в 30 ГВт). К 2015г. обещано 100 ГВт. Потенциал офшорной ветроэнергетики КНР оценивается в 750 ГВт.

В части обслуживания ветряков процесс непрерывного контроля с нескольких сотен метров лазерным оборудованием состояния лопаток турбин показывал на 2х метровом прототипе Фраунгоферовский институт оптоэлектроники системных технологий и обработки изображений (Fraunhofer Institute for Optronics, System Technologies and Image Exploitation, IOSB). До сих пор встроенные сенсоры измеряли вибрации в башне и роторных лопатках периодически.

В 2010м году корпорация IBM на CeBIT показывала проект Edison управления энергетикой датского острова Борнхольм, включающую электромобили как аккумуляторы по ночам. См. наш отчет http://www.ci.ru/inform07-08_10/p_22.htm. На сайте проекта http://www.edison-net.dk/ сверху висит надпись «Благополучно завершен!» от 11.07.2013г.

Эдисон_2010

Так вот. Германия решила по имеющемуся опыту генерации э/э солнечными панелями на домах не только обогреваться, но и по ночам заряжать авто владельцев. Как выразился Винтеркорн «Авто может функционировать в качестве интеллектуального внешнего устройства хранения энергии для дома». Далее нужны распределенная система подзарядки на улицах, паркинги и управление трафиком таких авто.

авто

Панели на дломах уже видны во множестве.

Проект на базе ПО SAP HANA показывали на стенде фирмы ITelligence.

Еще один проект - Ubitricity https://ubitricity.com/ - выставили в разделе code_n сверх заявленного. Это система зарядки электроавтомобилей на улицах Германии по «умному кабелю». Кабель соединяет, заряжает, собирает и передает данные, и счет выписывает. Никаких дополнительных подземных коммуникаций, устройств, паркингов – заряжаетесь на улице. Во Франкфурте эти зарядки уже работают.

кабель01

кабель02

Уличную зарядку для электромобиле сфотографировала в Страсбурге, Франция, в апреле 2014 года.

зарядка

Электромобили ездят в Лондоне, Брюсселе, Париже, Барселоне. Если правильно помню, впервые увидели их во Флоренции, где они были внедрены мэром-коммунистом в начале этого века.

 

Винтеркорн закончил так: «Одно можно сказать наверняка: никто не сможет развивать интеллектуальный автомобиль будущего в одиночку, для того этот продукт слишком сложен. Автомобильная промышленность не имеет ни ноу-хау, ни инфраструктуры для разработки крупных центров управления движением. В равной степени не имеет никакого смысла для IBM или Google пробовать свои силы в разработке двигателей или кузова. Это – основа сотрудничества между автомобильной промышленностью и ИТ-индустрией, бизнесом, научно-исследовательскими структурами и правительствами».

Он утверждал, что администрация США уже работает в этой теме. Место Германии в проекте г-н директор указал в создании ИТ- электростанций, и сообщил, что концерн Volkswagen, и, в частности Audi, только что вступил в союз с Google.

Как вспомнишь, что Сергей Брин родом из Москвы, приезжал вроде, а теперь называет РФ «нигерией в снегу» – так взгрустнётся.

 

В речи г-на Dieter Kempf, президента BITKOM (федеральная ассоциация информационной технологии, телекоммуникациям и новым медиа) и председателя совета директоров DATEV, было два пункта.

В части оцифровки общества он сообщил о создании Network Alliance и парламентского комитета по вопросам цифровых технологий, говорил о самоорганизации общества, управления чиновничеством для учета ими реальных интересов граждан, напомнил о грядущем выборном цикле. Его речь показала, что т. наз. развитые страны категорически не хотят получить нынешние революционные ситуации неразвитой и развивающейся части земного шара. Некоторые фразы его выступления почти дословно противоречили нынешней позиции властей РФ, особенно агрессивного большинства ГД и СФ: «Сегодня все, или почти все зависит от Интернет… мы будем жить в эпоху, когда будет оцифровано всё, что только можно. Два ключевых понятия здесь – «умные сети» и «анализ больших данных». Но на пути к цифровому миру нам нужно решать запретную тему защиты данных … и ее отношение к другим социальным задачам: защита климата, переход к возобновляемым источникам энергии, поддержание нашей системы здравоохранения, демографических изменений и модернизации нашей системы образования… я утверждаю, что мы должны оцифровать эти сектора - скорее раньше, чем позже. Особенно в малонаселенных районах будет невозможно поддерживать высокое качество здравоохранения без телемедицинских сетей. Автономное вождение и дорожные телематические системы не только сократят время в пути и выбросы, но и сведут к минимуму количество несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий.

С помощью Smart Grids мы модернизируем нашу инфраструктуру… можно будет систематически примирить производство электроэнергии и потребление энергии. Smart Grids может уменьшить потери при передаче и даже экологически вредные пики нагрузки.

Оцифровка промышленности имеет эпохальное значение. Мы говорим о четвертой промышленной революции (Industry 4.0) - не больше и не меньше».

Несколько необычно прозвучала связка человеко-машинного интерфейса и профилактики инфарктов и инсультов.

 

Речи Меркель и Кэмерона были посвящены в большей части политике – налаживанию своих бизнес-отношений вследствие краха многолетних проектов Ostpolitik и ГеРуссия. Г-жа Меркель заявила, что моральный долг Германии и Великобритании помочь таким странам, как Украина в демократических преобразованиях.

Кэмерон сформулировал новый союз: British ingenuity in software, services and design + German excellence in engineering and industrial manufacturing, - и together we can lead in this new revolution. То есть изобретательность англичан плюс немецкое превосходство в инженерном деле и промышленном производстве. Интересные перспективы, но России в них теперь места не видно.

Вспомнилось, что промышленность США в 19м-начале 20го века построили именно немцы.

Кэмерон сказал о внедрении стандарта мобильной связи 5G. Южная Корея введет его в 2017г. и в полное коммерческое использование к декабрю 2020. К тому же году намерена поспеть китайская Huawei. Скорость передачи данных возрастет до 800 Мб/сек, и даже до 1 Гб/сек. В развитии данной технологии в ЕС сотрудничают Дрезденский университет и Королевский колледж Лондона.

Премьер-министр Англии обещал выделить £73 млн на развитие «Интернета вещей», т.е. обеспечение взаимосвязи бытовых изделий – от автомобиля до кофеварки.

Из речи Меркель процитируем: «Цифровой мир изменился, его необходимо поместить в юридическую плоскость, не забывая о порядке и законности. Национальные законы отдельно взятой страны в цифровом мире уже не работают».

 

Из полезных новшеств DMAG: с 2014г. руководство CeBIT вводит сервис поиска по экспонентам и продуктам по адресу http://www.cebit.de/en/exhibition/exhibitors-products/index.xhtml?ns_campaign=cb14_NL12&ns_fee=0.

 

Итоги

 

CeBIT 2014 занял 14 павильонов, насчитал 9 категорий и 7 специальных шоу. Выставку посетило более 210 тыс человек. Представлена продукция почти 3400 производителей. Наибольшее количество продукции представили Германия, Китай и Великобритания, ставшая главным гостем ярмарки.

Устроители отчитались по концу выставки в заключении договоров на E25 млрд – наибольшее за все время проведения, на 25% больше, чем в 2013г. 92% посетителей составили профессионалы ИТ отрасли. Один из трех представлял высшее руководство и более 25% посетителей приехало из-за границы. 55% экспонентов – не из Германии, почти из 100 стран. Более 100 компаний участвовали в иной форме, нежели со стендом.

В среднем каждый профессионал ИТ посетил 26 стендов, более, чем когда-либо на CeBIT – и разговоры велись вокруг специфических проектов и конкретных делs. На более чем 70 конференциях выступили более 140 человек.  В том числе - Steve Wozniak и Jimmy Wales, аудиторию составили более 3000 человек. Хотя в этом году впервые брали деньги за вход.

Компании из Англии (страны-партнера этого года, их было 130) отчитались в полном портфеле заказов перед отбытием. Посол Англии в Германии, м-р Simon McDonald, также поблагодарил за успех.

В следующем, 2015. выставка пройдет с 16 по 20 марта.