Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Семинары, выставки, конференции


Информатизация государства на примере Эстонии

Ольга Андронова editor@ci.ru

Информатизация государства на примере Эстонии

 

3 и 4 апреля 2014 в Санкт-Петербурге прошли встречи эстонских и питерских экспертов в индустрии ИКТ, организованные Enterprise Estonia (http://www.eas.ee) и Ассоциацией информационных технологий и телекоммуникаций Эстонии (http://www.ITL.ee).

Эстонскую делегацию возглавляла президент Ассоциации информационных технологий и телекоммуникаций Эстонии (ITL.ee) Аннели Хейнсоо.

Основные доклады сделал Олег Швайковский (Oleg Shvaikovsky, член Совета компании Nortal, Эстония). Как он сам пояснил – потому что говорит по-русски.

Он рассказал о том, как планомерно в Эстонии с 2000 года государственное управление в стране переводилось в формат «Открытого общества», как внедрялись информационные и коммуникационные технологии во все отделения государственной и муниципальной власти. И как это дало стране улучшение порядка оказания госуслуг.

Все действительное – разумно

 

Описывать проект приятно и просто, потому, что сделано по уму. Главная причина эстонской удачи в том, что они внедряли ИКТ действительно для совершенствования госуслуг, а не создавали дополнительные рабочие места для бездельников и дырки для кражи бюджета.

Исходно решение об информатизации страны было принято в 1993 г. как средство иных доходов для страны, кроме транспорта товаров из РФ, и более разумной ее организации.

С начала работа была поставлена правильно: разработали государственный формат обмена данными X-tee (между различными регистрами данных, базами данных и инфосистемами) и структуру передачи данных X-Road (2001), создавали базы данных (регистр населения – уже в 2001) и простое и надежное средство доступа к ним (ID – в 2002). На ID находится чип и только 2 приложения – идентифицирующее пользователя и его электронно-цифровая подпись. Оператор X-road принадлежит государству. Это агентство RIA при Министерстве экономики.

Всё. Информационная система = база данных + среда передачи + идентификатор пользователя. И никаких посредников – чиновников, дорогостоящих, неисполнительных, коррупционно-податливых по определению.

На этой основе в 2004г. создан госпортал услуг www.eeste.ee и начато широкое представление различных услуг. К концу 2005г в госсекторе насчитывалось  57 различных реестров и баз данных, к концу 2008г - более 100 реестров и баз данных, которыми пользовались более 60 тысяч организаций.

Как правильно уточнил г-н Швайковский, предоставление информации на любом госпортале услугой не может быть названо по по определению – только транзакция. Об этом же см в статье « Электронное правительство России: есть или кажется?» http://www.ci.ru/inform21-22_13/p_04.htm.

Вот хронология:

X-tee / X-Road задумывались как среда обмена данных для различных государственных ИС, и разработаны на базе ПО Open Source. До сих пор атаки на него были безуспешны.

Однако, в ходе эксплуатации выяснилось, что протоколы обмена настолько удобны, что частный сектор также начал их интенсивно использовать.

Каждая, без исключения, новая создаваемая инфосистема (финансируемая государством) законодательно должна быть совместима с X-tee.

Основной портал e-государства – www.eesti.ee – это среда общения с государственными и муниципальными структурами. Более 80% всех госуслуг могут быть предоставлены электронно. По сути - это надстройка над x-Road, единая "точка входа" для всех услуг.

Идентификатор

ID-картой по состоянию на 12.03.2014 было поставлено более 150 млн ЭЦП, (5.2 млн за февраль 2014г). При этом около 75% госуслуг признают при авторизации банковскую транзакцию. Госпошлина за её выдачу составляет €25.

ID-карту с биометрическими параметрами в Эстонии с 01.01.2011 выдает полиция (департамент гражданства и миграции). Её печатью и персонализацией занимается швейцарское ведомство TRÜB. Это Java-карта с ключами на 2048 б. Соответствует стандарту ICAO Doc. 9303 part 3, volume 2.

Digi-ID осуществляет идентификацию личности только в электронных каналах. Выдается за 20 минут. Не является обязательным документом. Сертификаты действуют 3 года. Эта карта не может использоваться в качестве документа, удостоверяющего личность в реальной жизни. Госпошлина - €16.

Mobile-ID - http://www.id.ee/. При ее использовании идентификация личности и подпись документов абсолютно идентичны ID-карте. mobiil-ID удобна в ситуациях,

Когда используемое устройство/компьютер не оборудованы ридером ID-карты. Госпошлина не взимается.

 

Электронные госуслуги Эстонии

 

Перечислим несколько.

e-выборы – www.valimised.ee. В Эстонии впервые в мире в 2005г. население проголосовало через Интернет на выборах в органы местного самоуправления (9287 человек). С тех пор прошло 5 туров выборов, в марте 2011г. примерно 25% избирателей проголосовали через Интернет

 

Целью создания e-Коммерческого регистра была автоматизация процессов регистрации и представления дополнительной информации о фирмах и обществах. За 14 лет ИС из клиент-серверной структуры в 1997г. переместилась в «облака» к 2011г. В ноябре 2010 был установлен мировой рекорд и подана заявка в книгу рекордов Гиннеса по регистрации нового предприятия за 18 мин.

ИС e-Коммерческий регистр оказывает юридическим лицам услуги: портал предпринимателя, регистрация предприятий, изменение данных, отчетность; запросы по партнерам - юр. лицам.

 

e-Здоровье – www.digilugu.ee – содержит 4 базовые ИС: цифровые истории болезни; цифровые снимки (рентген, ЭКГ, томография и т.д.) хранятся централизованно, е-Регистратура; е-Рецепт.

 

e-Полиция – http://www.politsei.ee/. Порталы для полицейских ведомств реализованы и в РФ. Работы эти начаты были еще в 1994, «КИ» публиковало первое интервью об ИС в ИВЦ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. На CeBIT 2014 редакция получила  информацию о внутренних полицейских порталах Геомании, статья о которых будет размещена на www.ci.ru.

ИС Эстонии интересна подробностями. Полицейские машины зачастую разъезжают без опознавательных знкаов, камеры считывают номера машин, по базам данных собирается информация о машине и ее владельце – для принятия решения полицейскими об их действиях.

И привел статистику, показывающую, что применение ИКТ при росте численности авто позволило снизить штатную численность полицейских и – главное! – количество погибших в дорожных катастрофах.

Как пример докладчик рассказал о двух своих встречах с эстонской полицией

ID-билет – www.pilet.ee. Основная идея в том, что клиент покупает билет, но самого билета, "как бумажки", у него. Роль билета играет ID-карта. Эта ИС уже работает на общественном транспорте, в зоопарке, городских музеях, бассейнах,

кораблях и т.д. • Базовое решение разработано Центром Сертификации, а компании и организации просто подключаются к этой услуге.

 

Проект э-Школа – www.ekool.ee был запущен в 2002г, к нему подключены более 95% школ. Остальные 5% подключены к другой, конкурирующей, ИС. Эта система представляет собой полноформатный школьный дневник, включая связь родитель – школа, расписание уроков, домашние задания и оценки. Г-н Швайковский положительно оценил опыт российской фирмы «Кирилл и Мефодий» в обслуживании образовательного процесса.

 

Самообслуживание по Интернет

Большинство предприятий создало такие центры в Интернет, решая таким образом ряд вопросов:

– резко снижается нагрузка на персонал, занимающийся обслуживанием клиентов;

– клиент гораздо быстрее получает то, что хочет за счет интеграции с существующими государственными ИС (регистр адресов, населения и т.д.)

Открытая мобильная парковка впервые была запущена в 2000 г., нынешняя московская технологически использует именно эстонский вариант. Сегодня более 75% всех парковок делается именно путем мобильной оплатой по ID. Остальные 25% - это иностранцы, финны и русские, они платят в паркомате. Поступление денег в бюджет самоуправлений улучшилось на 84%.

Любопытным показался опыт Таллинна: мэр взвинтил стоимость парковки (в 2,5 раза выше, чем в Хельсинки). При этом в городе пользование общественным транспортом сделано бесплатным – для горожан. Что сподвигло примерно полутора десятка тысяч семей перепрописаться в Таллинн. И расходы на бесплатность общественного транспорта были за год перекрыты более чем в 3 раза. Маржа в 200% - это, конечно, очень выгодный бизнес.

E-счета – http://www.arvekeskus.ee/ - это Единый портал, куда с одной стороны стекаются счета различных поставщиков услуг, а с другой заходят потребители услуг. На портале хранится история расчетов, оплата, отчетность. Предприятия выставляют счета в стандартном формате, который акцептируется госорганами (налоговая служба и т.д.).

Выбор гражданами формы заполнения налоговой декларации на портале подстегивает то, что налоги платятся превентивно. И возврат излишне уплаченного электронно осуществляется за 5 дней. На бумаге – до 6 месяцев. Потому 99,9% налоговых деклараций Эстонии заполнены на портале Налогового ведомства.

Что касается Интернет-банкинга, то своих собственных, эстонских, банков в стране нет. Только иностранные. Потому есть 2 портала - www.swedbank.ee и  www.seb.ee. Первый Интернет-банк в Эстонии был запущен в 1995 г. Ныне 99% всех банковских транзакций в Эстонии совершается через Интернет-банк (для сравнения - в Европе 44%, в США 38%). Скандинавские центры компетенции расположены в Эстонии. Все банки в Эстонии имеют свою среду Интернет-банка.

 

Информатизация страны основана на достигнутых параметрах: на июль 2013г. около 89% всех жителей Эстонии в возрасте 15-74 года регулярно пользовались Интернет. Более, чем в 85% домохозяйств есть подключенный к постоянному Интернет-соединению компьютер (в 2008 году 51% и в 2005 году 34%). На июнь 2012 г. у более, чем 99% домохозяйств существовала техническая возможность подключения к безлимитному ШПД менее, чем за €20 в месяц. В стране есть более 1100 бесплатных общественных WiFi-точек.

 

Это, конечно, траты. Однако, автор рассказал о связи между проникновением ШПД и ростом ВВП.

Увеличение на 10% проникновения ШПД приводит к росту ВВП на 1.4% (сравним с 0,8% в случае с проникновением мобильной связи). В ЕС за последние 5 лет на счет Интернет относят 3,4% ВВП и 21% роста ВВП.

Предприятия сектора SME с доступом к Интернет и компьютерами на рабочих местах растут в 1.9х быстрее и экспортируют в 2.1x больше. ШДП может давать до 15% роста производительности труда.

Влияние экономики в целом на каждое сокращенное от внедрения ИКТ рабочее место создаётся 2,6 новых. «Компьютеризированный и подключенный» работник производит на $500 больше добавленной стоимости в год.

Развитие столь разумно спроектированной и сделанной ИС страны идет по пути усложнения семантики этих систем и их взаимодействия.

Отметим важное условие: все данные из ИС Эстонии доступны гражданину бесплатно. Потому что он один раз уже заплатил за их создание. API для подключения к X-road коммерсантам тоже раздается бесплатно и по той же причине.

Учебный курс на русском по государственным ИС в Эстонии см. по адресу http://www.e-uni.ee/e-kursused/eucip/juhtimine_vk/110______.html

Информатизация государства в РФ

 

Посмотрим, для сравнения, как обстоят дела с переводом в электронную форму госуслуг в РФ.

Итак, эстонцы сделали базы данных и доступ к ним. Собственно говоря, суть любой госуслуги – это присвоение статуса или раздача материальных ценностей за счет бюджета. ВСЁ.

В эстонской реализованной и работающей системе нет никаких «многофункциональных центров», которые фактически являются просто посредниками между гражданами и оказанием государственных услуг.

«КИ» неоднократно обращалась к вопросам создания электронных правительств и оказания госуслуг в РФ («Итоги программы "Электронная Россия 2002-2010" http://www.ci.ru/inform17-18_11/gd.htm): «согласно программе "Электронная Россия 2002-2010" за 100 млрд рублей было создано множество баз данных и проложены линии связи между ними именно для того, чтобы избавить граждан от многочасовой беготни по чиновничьим прилавкам».

В статье "Одно окно" и/или МФЦ: итоги 2008 года» http://www.ci.ru/inform12-13_09/p_04.htm было указано: «за 2006-2008 гг. разработано более 550 регламентов, из них утверждено более 350. Эти регламенты охватывают более двух третей наиболее массовых, общественно значимых государственных функций и услуг. За 2009 год должны быть утверждены оставшиеся 200 регламентов, находящихся "в хорошей степени проработки и согласования". В субъектах Федерации уже принято около 3500 административных регламентов. На портале "Административная реформа" Минэкономразвития обещано, что к концу 2010 года будет создан полный реестр государственных услуг. К каждой услуге будет приложен детальный административный регламент, где четко, до мелочей, прописаны все процедуры, определяются ответственные, устанавливаются жесткие сроки рассмотрения дел. Все регламенты - типовые. Это большие документы, в среднем по 100-150 страниц текста на одну услугу. Они написаны понятным языком, не допускающим разночтений».

Однако «Отчет о качестве госуслуг представил ректор Я. И. Кузьминов, он же - руководитель рабочей группы по подготовке административных регламентов при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Он сообщил, что разработанные регламенты охватывают около трети функций (полномочий) федеральных и региональных органов власти, что говорит об огромном объеме оставшейся работы и несколько портит впечатление от сообщения А. В. Поповой (см. выше - 550-350-3500 регламентов)».

В итоге, в 2013г. газета «Известия» оповестила население («Обратно в офлайн — интернет не для правительства» http://izvestia.ru/news/558416), что: «В настоящее время количество (электронных госуслуг) увеличилось до более чем 34 тыс.: 945 федеральных, свыше 11 тыс. региональных и 21 тыс. муниципальных».

В пресс-релизе Министерстваа связи и массовых коммуникаций РФ от 3 апреля 2014 г. зам. министра Алексей Козырев сообщил, что «конечная цель - к 2018 году увеличить до 70% долю российских граждан, которые пользуются электронными услугами. В настоящее время этот показатель составляет 30%».

Ранее сообщалось: «30 октября 2013 года министр Минкомсвязи РФ Никифоров … заявил ... 30% кредитных организаций передают информацию о фактах оплаты на постоянной основе, а вот из администраторов доходов - только 11% передают информацию о начислениях через систему о государственных и муниципальных платежах. Напомним, что Минкомсвязи отчиталось о подключении к системе электронного документооборота трех ведомств: Казначейства, Пенсионного фонда РФ и налоговых органов, - устами замминистра И.И. Массуха еще в 2010 году. … Никифоров напомнил о необходимости предоставления информации по населенным пунктам с населением от 500 до 10 тысяч жителей, не обеспеченных современными услугами связи, для проведения предпроектного обследования. Но … как же в этих населенных пунктах осуществлялся видеоконтроль на выборах президента в марте 2012? Если там "услугами связи" не оборудовано?

Заодно назначен и новый срок для СМЭВ: в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2012 года № 890 все должно закончиться к 31 декабря 2017 года». «Электронные услуги от государства, как они есть» http://www.ci.ru/inform19-20_13/p_20.htm:

 

Новая дата - 2017 год, к столетию ВОСР. ФЗ № 210 изменен опять: «Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2014)» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156124/.

Напомним, эстонский аналог СМЭВ – X-tee/X-road работает с 2001 года, уже 13 лет.

В пресс-релизе Минкомсвязи от 3 апреля 2014 сказано также «В 2013 году сайт госуслуг посетили более 25 млн уникальных пользователей. …К СМЭВ подключены уже более 8000 участников, .. За прошлый год система обработала более 1,5 млрд запросов».

Хотелось бы узнать подробнее суть цифр. Потому что статистика, сообщаемая ранее, вызывала сомнения, например, по электронной записи в детсады республики Татарстан, в среднем каждый родитель, подав заявку в электронную очередь, затем более 48 раз (!) сходил на портал госуслуги проверить ее статус. Еврейская автономная область с населением 175 тыс. человек более чем в 2,5 раза опередила по числу обращений к СМЭВ Санкт-Петербург, население которого составляет почти 5 млн человек. В агентстве CNews причина разъяснена так: "Неумышленная накрутка".

В то же время недавний (1 февраля 2014 года) опыт «электронной» записи первоклашек в школы Санкт-Петербурга закончился полной неудачей «Наш корреспондент с девяти утра пытался подать заявку, однако страница сайта стала недоступна буквально через пять минут. Пришлось несколько раз заполнять заявку, и в 9.13 он оказался 13600-м» http://novayagazeta.spb.ru/articles/8370/.