Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Новости СПб

Экономика Санкт-Петербурга


25.03.2014 г. глава Комитета по экономической политике и стратегическому планированию СПб сообщил: "Социально-экономическое развитие СПб в 2013 г. происходило в условиях замедления темпов экономического роста в РФ и ярко выраженных тенденций неустойчивого развития экономик Евросоюза и Китая.
Однако, индекс интегрального показателя развития, валовой региональный продукт (ВРП), составил по оценке КЭПиСП 3,2% (2,5 трлн. руб.).
Неблагоприятные экономические условия повлияли на показатели развития отдельных отраслей экономики. Так, по итогам января-декабря 2013 г. индекс промышленного производства составил 98,8% к соответствующему периоду 2012г, в том числе по обрабатывающим производствам - 98,4%. Ключевое влияние на промышленность СПб в 2013 г. оказало снижение объемов выпуска продукции, прежде всего, в производстве кокса и нефтепродуктов (падение - 73,0%) и производства пищевых продуктов включая напитки, и табака (98,1%).
Зато вырос объем выпуска подъемно-транспортного оборудования (+20%) и бытовых электрических приборов (+11%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (+4,5%). Выросло металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (104,2%), производство транспортных средств и оборудования (103,2%).
Объемы работ по строительству составили 97,1% к 2012 г. Однако это лучше результатов 2011-2012 гг., когда они находились на уровне 91-94%.
Ряд отраслей экономики СПб, несмотря на неблагоприятные экономические условия, обеспечили более высокие темпы развития. Так, общий объем услуг организаций транспорта в 2013 г. увеличился по сравнению с 2012 годом на 4,7%. Перевезено грузов всеми видами транспорта на 24,5% больше, чем в 2012 году. Увеличился объем коммерческих перевозок грузов автотранспортом организаций на 4,6%, пассажирооборот организаций автомобильного транспорта вырос на 16,5%. (А если б в ЕС и КНР кризиса не было, - насколько больше перевезли бы пассажиров на маршрутках?).
В здравоохранении и в сфере социальных услуг оборот вырос на 119,9% к уровню 2012 г., что обусловлено, в первую очередь, повышением заработных плат. (А почему голодает из-за крайне низких зарплат медперсонал питерских больниц и поликлиник?).

Количество регистрируемых объектов интеллектуальной собственности в Петербурге ежегодно увеличивается на 25-30%, причем 55% заявок и порядка 50% всех патентов получает вузовская наука.
Доля исследователей в возрасте до 35 лет, составлявшая в 2010 году 21%, выросла в 2013 году до 28,5%.

Налоговые итоги Петербурга за 2013
Доходы казны Санкт-Петербурга в 2013 году увеличились на 9,4%.
Рост доходов бюджета Санкт-Петербурга за 2013 год составил 109,4%, в городской бюджет поступило 408,8 млрд. руб.
Основная доля доходов бюджета СПб (89,6%) обеспечена за счет налоговых и неналоговых доходов. Основу городского бюджета в 2013 году составляли поступления налога на доходы физических лиц 36,6% всех доходов бюджета (35,7% годом ранее). Положительное влияние на рост налога в 2013 году оказал стабильный рост заработной платы во всех отраслях экономики СПб.
Сохранилась положительная динамика поступлений налога на прибыль организаций, удельный вес которого составил 25,3% (в 2012 году-24,1%).
Прибыль в сумме 526,1 млрд. руб. получили 80,5% всех организаций. Количество убыточных организаций сократилось с 23,9% до 16,5%. Крупными и средними организациями СПб в 2013 году был получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме 423,5 млрд. руб., что на 14,1% выше уровня 2012 г.
Расходная часть бюджета СПб за 2013 год исполнена в сумме 393,4 млрд. руб. Средний процент исполнения ассигнований по бюджету СПб составил 90%, что на 2,4% больше чем за 2012 год. На исполнение "майских" указов в 2013 году выделено 18,9 млрд. руб.

Безработица в Петербурге 2013

25.03.2014 г. на заседании правительства Санкт-Петербурга глава КЭПиСП Анатолий Котов рассказал, что в 2013 году уровень занятости населения в экономике города составил 71,3% от численности населения в возрасте от 15 до 72 лет, превысив как среднее значение по регионам СЗФО (67,8%), так и по РФ в целом (64,8%). К концу 2013 года в крупных и средних организациях СПб трудилось 1484 тыс. человек.
В Санкт-Петербурге отмечается самый низкий среди субъектов РФ уровень безработицы (по методологии МОТ) - 1,5% (РФ - 5,5%). Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2013 г. составил 0,3% экономически активного населения (в 2014г - 0,4%). На учете в госучреждениях службы занятости населения состояло 20,2 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 9,4 тыс. человек имели статус безработного, что ниже 2012 г на 12 %. При этом заявленная потребность организаций в работниках составила 70,5 тыс. человек.
Сегодня СПб испытывает нехватку в квалифицированной рабочей силе, в основном по рабочим специальностям.

Риски Петербурга 2014

25.03.2014 г. на заседании Правительства СПб председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию А. Котов отчитался об итогах социально-экономического развития СПб за 2013 г., о выполнении ИОГВ СПб поручений из указов президента РФ от 07 мая 2012 г. №№ 596-606 и о мерах по компенсации рисков перехода экономики в неустойчивое состояние.
Котов сообщил, что в целом положительные итоги 2013 г. не являются гарантией, что в 2014 г. СПб без усилий добьется необходимых для города результатов, а вероятность рисков дальнейшего замедления темпов экономического роста в нынешнем 2014 г. высока.
Уже начата работа по предупреждению возможных неблагоприятных тенденций, и состоит она в том, что 1) с 01.01.2014 г. установлены льготы по налогу на имущество для организаций в отношении газовых распределительных сетей и газопроводов в целях сдерживания роста тарифов; 2) введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей в отношении 50 видов деятельности.
Почему ограничение тарифов Газпрома нельзя совершить на московском уровне, а надо тратить опять заработанные петербуржцами деньги - Котов не сообщил.
Зато работает Межведомственная комиссия по вопросу легализации оплаты труда работников организаций (предприятий). Для повышения имущественных налогов в формировании бюджета СПб действует Межведомственная рабочая группа.
А Котов предложил дополнительные меры:

15.05.14 на 10-м по счету заседании Промышленного совета Санкт-Петербурга обсудили и поддержали проект государственной программы СПб "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы.
Она разработана в качестве одного из механизмов реализации Стратегии экономического и социального развития СПб до 2030 года, утвержденной городским правительством 13.05.2014. Программа состоит из трех подпрограмм для промышленности, инноваций и сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Губернатор называет программу государственной поддержкой научно-промышленного комплекса. В ней упоминаются подготовка квалифицированных кадров, инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, техническое перевооружение предприятий, развитие технологических кластеров. Общий объем финансирования программы из бюджетов разных уровней составит более 17,3 млрд руб.
Г.С. Полтавченко заявил, что в дополнение к господдержке предприятиям необходимо самостоятельно искать и привлекать средства на развитие.
Почему вообще государство вкладывает наши бюджетные средства в чей-то частный бизнес - пояснений нет. Каким образом чиновники, никакого бизнеса не ведущие, не умеющие его вести, и не имеющие по закону права в бизнес лезть - тоже не пояснили.

Бывш. губернатор СПб Г.С. Полтавченко 10.04.2014 провел совещание по механизмам стимулирования экономики города с учеными, руководителями ведущих предприятий.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН академии Виктор Ивантер заявил о Санкт-Петербурге, как крупном промышленном, инжиниринговом центре с большим кадровым, научным потенциалом. По его мнению, в РФ есть национальная программа реиндустриализации. Драйвером экономического роста академик назвал крупные инфраструктурные проекты. Для чего, по словам Виктора Ивантера, нужны дешевые кредиты. Академик порекомендовал (в очередной раз с начала перестройки тому 25 лет назад) расширять внутренний спрос и использовать внутренние ресурсы. В качестве фактора привлечения инвестиций в экономику, а также антиинфляционной мерой назвал жилищное строительство.
Дальше начались выступления коммерсантов.
Бывший вице-губернатор именно по строительству, а ныне гендир ОАО "Группа ЛСР" Александр Вахмистров согласился с тем, что покупка и строительство жилья - это действенный антиинфляционный фактор. Что ему раньше мешало при всей полноте государственной власти этот фактор попользовать, - не раскрыл.
Далее они с губернатором сообщили, что избавятся от административных барьеров путем сокращения сроков согласования проектной документации. Предыдущие сокращения Вахмистрова в роли чиновника привели к отмене Верховным судом РФ многих его согласований и в итоге - неразрешимым проблемам у застройщиков.
Старший вице-президент ОАО "Банк ВТБ" Игорь Зубков обещал развивать инвестиционные проекты и поконсультировать чиновников.
Банк ВТБ попал под международные санкции за агрессию против Украины и аннексию Крыма, так что прежнего доступа дешевым (относительно дальнейшей их переподажи на внутреннем рынке РФ) заграничных денег у него больше нет. Из собственных средств г-н Зубков предложил компенсировать процентные ставки по проектам, которые городские чиновники назовут.
Координатор группы финских советников при Правительстве СПб Андерс Блум сообщил, что за последние годы финские компании вложили в экономику города порядка Е10 млрд. На ближайшую перспективу Блум Андерс назвал жилищно-коммунальное хозяйство, энергетику, экологию и защиту окружающей среды.
Ректор СПб ИТМО Владимир Васильев предложил на основе частно-государственного партнерства проект "город знаний" в городе-спутнике "Южный". И действительно, на Петроградке у них помещений маловато. Так что перевод вуза в пригород, продажа ликвидных территорий в центре города напротив зоопарка, который тоже чиновники намерены снести на окраину, может быть прибыльно.
Завкафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Квинт сообщил, что федеральным правительством готовится подзаконный акт о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Он предложил включить в этот перечень исторический центр Санкт-Петербурга и территории на границе с Ленинградской областью.
Завкафедрой экономической теории и политики РАНХ и ГС при президенте РФ, академик Абел Аганбегян считает, что российским банкам необходимо кредитовать побольше инвестиционных проектов, ипотеки и стимулировать потребительский спрос на продукцию отечественных предприятий.
Как теоретические изыски Аганбегяна совместить с ужасающей практикой?
"На 1 августа 2013 года население набрало 9 трлн рублей кредитов, рост за 2 года - более чем в 2 раза. Кредитами пользуется 34 млн человек, или 45% работоспособного населения. В Хабаровском крае и ряде других восточных регионов в долг живут почти 100% населения.
Долги среднестатистического гражданина России в 2,5 раза больше его доходов.
Объем кредитов, возврат по которым просрочен на 3 месяца и больше, достиг 394 млрд руб. Это почти в 3 раза больше, чем 2 года назад. За последние полгода рост составил 26%. При просрочке 1 - 2 месяца банкам удается вернуть 40% денег, на больших сроках - 20%.
Альфа-банк с привлечением информации ЦБ и иных источников, провел исследование кредитов и доходов по 22 регионам России. За 2010-2012 годы у петербуржцев рост кредитов составил 25%, тогда как рост доходов немногим более 8%. В пересчете на душу населения доходы составили около 28 тыс. руб. в месяц, а кредиты - 90 тыс. руб. Хуже всего дела опять-таки в Хабаровском крае, там долги в 6 раз превышают доходы.
По данным ЦБ, на 1 июня 2013 года долги петербуржцев составляют 377 млрд руб., http://www.online812.ru/2013/08/19/004/.
Вот мнение специалиста из той же конторы, где и Аганбегян пребывает: "Предел потребительского кредитования в России практически достигнут... Совокупный долг населения России банкам составляет (на 1 декабря 2013 г.) 9,3 трлн. рублей, или немногим более 65 тыс. рублей на душу населения. При этом в структуре ежемесячных платежей примерно 80% приходится на потребительские кредиты ("иные потребительские ссуды"). Совокупный объем просроченных на срок более 90 дней кредитов составляет (на 1 декабря 2013 г.) 540 млрд. рублей, или 3770 рублей на душу населения... население целых регионов - банкроты". http://therussiantimes.com/experts/kto-budet-bankrotom-v-2014-godu-banki-ili-naselenie.html.
Так что прежде чем слушать советы г-на Аганбегяна, надо бы проверить их обоснованность. Отвечать-то питерцам, и собственным карманом, а не советниковым.

ЖКХ

"КИ" сообщала, что в одном из кварталов Калининского района Санкт-Петербурга реализуется проект "Безопасный интеллектуальный квартал" с дистанционным контролем работы инженерных сетей.
Это АСУ сбора данных с общедомовых приборов учета тепловой энергии с регулировкой объема и качества теплоносителя в индивидуальном тепловом пункте дома и дистанционного съема показаний квартирных счетчиков на ХВС и ГВС в трех жилых домах, находящихся на обслуживании ООО "Жилкомсервис № 2" и ООО "Жилкомсервис № 1" Калининского района.
В рамках пилотного проекта в д. 64, корп. 8. по Кондратьевскому проспекту эта система функционирует более года.
В доме организован контроль за параметрами энергоносителей на границе балансовой ответственности, дистанционный съем показаний приборов учета, а также имеется возможность регулировки объема и качества поставляемого тепла в индивидуальном тепловом пункте. В результате жильцы достигли существенной выгоды в оплате отопления.
АСУ установили ОАО "Авангард" и ОАО "НПО "Импульс".

С 27.05.2014 ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" запустила сервис, который поможет жителям узнать о плановых отключениях горячего водоснабжения в летний период 2014 года.
Для работы с сервисом не требуется регистрация, достаточно пройти по ссылке: http://www.teplosetspb.ru/water_disconnection и в строке поиска указать улицу и номер дома, после этого будет отображен период отключения горячего водоснабжения по выбранному адресу.
Если период отключения горячего водоснабжения не отобразился, или вы не смогли найти нужный адрес, то ваш дом находится в зоне обслуживания другой теплоснабжающей организации.
Компания выступает агентом ОАО "ТГК-1" по сбыту тепловой энергии и эксплуатирует на праве собственности около 800 км магистральных трубопроводов и порядка 1700 км внутриквартальных сетей в 11 административных районах Санкт-Петербурга, обеспечивая передачу 50% потребляемой городом тепловой энергии.
В зоне ответственности ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" проживает более 2,5 млн. горожан.

Социальная информация

23.04.2014 Фонд свободы информации запустил сайт "Имеем право знать" (http://pravo2info.ru) - правовой ресурс по вопросам доступа граждан к информации.
Получить сведения от государства непросто. Несмотря на то, что в российском законодательстве прописаны принципы информационной открытости, на деле оно остается формальным. Для того чтобы помочь гражданам России реализовать конституционное право на доступ к информации, Фонд разработал сайт "Имеем право знать".
На сайте вы можете найти: Информационный ресурс "Имеем право знать" объединяет на одной платформе накопленный Фондом десятилетний опыт работы в направлении государственной открытости. Теория и практика доступа к информации изложены здесь юридически грамотно и при этом в доступной форме.
Фонд свободы информации - некоммерческая организация, которая с 2004 года занимается вопросами государственной открытости. В центре внимания Фонда находятся правовое обеспечение доступа граждан к государственной информации, а также развитие официальных сайтов органов власти. Эксперты Фонда принимали участие в формировании федерального законодательства о доступе к информации, и сегодня приоритетной задачей организации является укрепление практики его реализации.
Самый масштабный проект Фонда - это мониторинг сайтов органов власти, который позволяет отслеживать реальное состояние государственного сегмента российского интернета.

Участники заседания городского правительства были проинформированы 04.06.14 о новом портале "Наш Петербург" (http://gorod.gov.spb.ru).
Портал создан для того, чтобы петербуржцы могли напрямую сообщать в районные администрации, отраслевые комитеты и государственные организации обо всех проблемах, касающихся жизни города (ЖКХ, транспорт, ремонт дорог, благоустройство и т.д.).
Сейчас на портале работают три раздела, с помощью которых можно сообщить о проблеме, найти информацию о своем доме, в том числе и по графикам отключений воды, по срокам капитального ремонта и различным адресным программам, а также оценить работу различных служб. Служба модерации распределяет обращения по категориям и направляет к конкретным исполнителям.
Пока портал работает в тестовом режиме. В дальнейшем планируется отладить систему контроля за принятыми решениями, расширить тематику ресурса, привлечь к нему новых участников процесса отработки обращений и четко разделить между ними зоны ответственности.
Губернатор Г.С. Полтавченко заявил, что "новый Интернет-ресурс создан для жителей Санкт-Петербурга, чтобы они могли оперативно сообщить о проблеме, а мы так же оперативно отреагировали на информацию. Рассмотрение обращений должно быть качественным и своевременным, чтобы петербуржцы знали, что Правительство Санкт-Петербурга, все сотрудники районных администраций, комитетов и служб работают на город и на горожан".
Губернатор сообщил, что будет лично контролировать, насколько четко и быстро отрабатываются поступившие на портал обращения.
Однако губернатор не сообщил, куда испарилась система "004" Городского мониторингового центра, которая работала в Санкт-Петербурге с 2008 года, обладала куда более развитыми средствами и юридически имела смысл. Наша газета неоднократно писала о той системе, с иллюстрациями: "АИС ОБЖ: телефон для связи 004", № 15, стр. 3-29 (http://www.ci.ru/inform15_08/p_03.htm). В 2008 году ГМЦ работал, и весьма результативно. Информация о непорядках на городских улицах и в ЖКХ принималась call-центром и передавалась по адресу ответственной службы оперативно. Плюс на мониторы диспетчеров выводилась информация с камер видеонаблюдения, что позволяло практически мгновенно принимать решения, пресекать правонарушения и оказывать населению города помощь.
Описание городской службы "004" см. также в статье http://www.ci.ru/inform01_09/nspb_pr.htm.
Как Полтавченко может что-то обещать в части контроля, если он не проконтролировал, куда делась целая работающая система, кто теперь контролирует ситуации на улицах города, в ЖКХ и отслеживает нарушения правопорядка, и сколько лично сообщений он успеет посмотреть за день для контроля?