Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Информационные системы

Связывая все компоненты АСУ воедино


С традиционными вопросами об уровне использования ИКТ мы в этот раз решили обратиться к организации, специализирующейся в области проектирования. Во-первых, в нашем городе много проектных институтов различного профиля, так что эта тема затрагивает значительную часть наших читателей. Во-вторых, управление проектной деятельностью имеет свою специфику, отличную от управления производственным предприятием. В-третьих, с подъемом промышленного производства России повышается потребность в проектных работах. Так что грамотная организация управления проектной деятельностью актуальна сегодня, и спрос на нее будет только возрастать.
Мы обратились к одному из крупнейших институтов города и ведущему в своей отрасли Государственному институту по проектированию сигнализации, централизации, связи и радио на железнодорожном транспорте ФГУП Гипротранссигналсвязь (ГТСС), работающему с 1931 года.
В беседе участвовали начальник отдела обеспечения автоматизированного выпуска проектной документации и управления предприятием Дмитрий Иванович Волков, главный специалист Михаил Анатольевич Смирнов, начальник планово-экономического отдела Джон Дмитриевич Федулов, главный бухгалтер института Александр Викторович Веселов и начальник АСУ Андрей Николаевич Тезейкин.

 

В. Какие задачи решаются в организации с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)?

О. Структурная схема АСУ ФГУП Гипротранссигналсвязь приведена на рис. 1. Она имеет базовый уровень из трех компонент, который, на наш взгляд, традиционен для всех проектных институтов и предприятий: подсистемы бухгалтерского учета, учета кадров и управления персоналом, ведения договоров и учета сдачи-приемки готовой продукции (т. е. проектов). Все они реализованы в соответствии с заданными спецификациями и выполняют те функции, которые от них ожидали.
Наша система управления построена с использованием КИС КОМПАС. С помощью КИС КОМПАС в нашей АСУ реализованы подсистемы бухгалтерского учета, учета кадров и управления персоналом. Подсистема ведения договоров это основа для планирования работ и учета выполнения проектов в отделах. Она разработана собственными силами более 10 лет назад для планово-экономического отдела, который является ее заказчиком и идеологом, постоянно модернизируется и пополняется новыми функциями.
Комплекс задач формирования и поддержки структуры подразделения и управления персоналом, предварительного планирования и распределения работ, формирования сведений по выполнению и приемке работ, учета начисления и распределения фонда оплаты труда примыкает к ядру и расширяет функции управления предприятием на уровне производственного отдела. Сейчас ведется проработка этих решений.
В подсистеме управления проектированием (задачи автоматизации диспетчерских служб производственных подразделений и ПЭО) реализуется подробный учет и управление нашими планами и ходом выполнения работ, в том числе в физических показателях. Для нас это стрелки электрической централизации, километры автоблокировки и линий связи, круги диспетчерской централизации и т. п.
Комплекс подготовки и обмена данными определяется и активно используется на основе существующих у ГТСС форм телекоммуникационного взаимодействия с банком и Пенсионным фондом (Интернет и коммутируемая телефонная линия). Проблемой для нас здесь является общероссийская нерешенность вопросов с удостоверяющими центрами. Все организации инициаторы электронного обмена навязывают свой вариант ЭЦП. В результате у нас потенциально может получиться до 100 ЭЦП. Поэтому мы ждем, когда этот процесс, наконец, будет стандартизован.

В. Кто из руководства организации курирует создание АСУ, и кто выполняет функции заказчика на нее?

О. Для решения задач автоматизации управленческой деятельности предварительно было составлено техническое задание (ТЗ), в котором определялись основные требования и критерии к трем подсистемам, составляющим ядро АСУ. ТЗ составлял отдел обеспечения автоматизированного выпуска проектной документации и управления предприятием. Решения вырабатывались и согласовывались с подразделениями, находящимися в контуре управления (бухгалтерия и ПЭО). Затем концепция рассматривалась на техсовете и утверждалась директором. Директор и курировал работу. Развитие системы автоматизации осуществляется на основе дополнительного ТЗ.

В. Насколько легко прошло внедрение АСУ?

О. Сейчас в бухгалтерии работают достаточно квалифицированные и грамотные люди с высшим образованием, которых мы обучали в процессе внедрения. Атот, кто не смог освоить компьютер, у нас уже не работает. Всего в ГТСС 740 сотрудников, численность бухгалтерии 13 человек. Конечно, внедрение АСУ потребовало уточнения структуры подразделения и организации взаимодействия между сотрудниками.
Два года назад у нас было автоматизировано всего несколько участков, причем очень примитивно. К таким участкам относились ведение расчетного счета и материальный учет основных средств. Агрегация данных происходила с большим ручным трудом, и три четверти ее на бумаге. А это означало неизбежные ошибки, не только арифметические, но и логические. Практически на протяжении полутора лет корректировок мы получили то, что нас устраивает достоверную полную информационную базу.

В. Какая аппаратно-программная платформа, и какие технологические решения выбраны и почему?

О. Выбор КИС был не очень прост. При создании АСУ неизбежно возник вопрос о взаимодействии бухгалтерии с ПЭО, и нам нужна была открытая система с возможностью адаптации. Одна из причин: специфика ГТСС, как предприятия МПС, несколько иной план счетов. Идеальных программных продуктов нет, а в пользу выбора именно КИС КОМПАС сработало то, что это достаточно открытая система. К ней можно подключить свои модули, что мы и сделали. У нас связь с банком, Пенсионным фондом, налоговыми службами и пр. работает с помощью ПО, сопряженного с КОМПАСОМ. Сопряжение с КОМПАСОМ оказалось нетрудным процессом.
Большим плюсом для приобретаемого ПО такого класса является наличие поблизости фирмы-разработчика. Это тоже стало одним из определяющих критериев выбора.
Компьютерной техникой в ГТСС пользуются все, кроме уборщиц. Всего в нашей сети порядка 500 рабочих мест. В настоящее время все ядро АСУ реализовано в клиент-серверной технологии на базе ПО MS SQL Server. Первоначально подсистема ведения договоров была реализована на CLIPPERе, затем полностью переписана в клиент-серверной технологии под InterBase, а сейчас идет внедрение ее версии на платформе MS SQL Server. Дополнительный комплекс задач также решается на основе принятой технологии и платформы. На рабочих местах Windows 2000 на машинах с ОП 128 МБ и Windows 98 на машинах с ОП до 64 МБ. Наш компьютерный парк полностью обновляется раз в 34 года. АСУ прошло смену поколений компьютеров вместе со всем ГТСС.

В. Каковы перспективы развития КИС в организации?

О. Исторически сложилось, что у нас ведется так называемая котловая система учета затрат. Вообще-то, это архаизм. В течение этого года, если проблемы реорганизации и реструктуризации отрасли не замучат, в бухгалтерии будет внедрен модуль учета затрат КИС КОМПАС. Мы также обсуждали с разработчиками возможность внедрения программы финансового анализа. Сейчас мы находимся в рамках ведомственных нормативов и задавлены отраслевыми требованиями. Например, та же отчетность перед вышестоящими органами. В ближайшем будущем наша организация будет реструктурирована в ОАО, и потребуется, чтобы бухотчетность предоставляла данные для внешнего пользователя. У владельцев и инвесторов другие требования к прозрачности работы предприятия. В нынешней системе заложено зерно управленческого учета, т. е. управления затратами. И здесь опять-таки мы рассчитываем на КОМПАС, так как в нем есть готовый модуль. Мы его, конечно, адаптируем под свои нужды.
Что касается интеграции с низовыми процессами контура автоматизации управления, то сейчас у нас выбран предел интегрированности. Развивать будем функциональность, а более глубокую интеграцию нет. Нам не нужны связи до последнего производственного участка. И глобально охватывающих все процессы технологий у нас не будет. Например, глобально охватывающего документооборота, где документы являются основой производства. По нашему мнению, проектные институты не нуждаются в очень глубокой интеграции производственных процессов.
Нужно также совершенствовать работу отдела материально-технического снабжения, создав для его сотрудников автоматизированные рабочие места в рамках единой системы. Такая возможность в КОМПАСЕ есть, и мы прорабатываем эту тему.


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи 6'2003 (31 марта - 13 апреля) || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru