Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИТ дома и на работе


Безопасность детей в Интернет

Игорь Козлов

Игорь Козлов, editor@ci.ru


Изначально Интернет создавался исключительно для работы. Это было еще до того, как его оккупировали вездесущие геймеры, хакеры, фишеры и прочие нынешние обитатели Всемирной паутины. Многие, как правило, проводят в Сети большую часть свободного времени, целиком и полностью погружаясь в виртуальный мир, нервируя тем самым близких и родных. Если так поступают взрослые, что тогда говорить о детях, которые также не преминут провести денек-другой в виртуале. Чем они там занимаются и как это отразится на их будущем? В этом-то мы и попытаемся разобраться.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют беспрецедентные возможности для детского обучения и творчества. Уже в 2001 году 25 % пятилетних детей в США пользовались Интернет. Эта цифра достигает 75 % среди детей возраста 15-17 лет.

Согласно результатам исследований компании Nielsen/NetRatings, количество детей в Сети растет не по дням, а по часам: только за 2007 год в Европе подрастающего поколения в онлайне стало больше почти на треть. Трудно поверить, что еще год назад по Сети гуляли 10 миллионов мальчишек и девчонок, а сегодня их уже 13. "С каждым днем все больше и больше семей пользуются Интернет", - говорит Том Эвинг (Tom Ewing), аналитик Nielsen/NetRatings. - "Неудивительно, что и количество детей растет". Больше всего онлайн-подростков в Великобритании - около 4,5 миллионов регулярно пользуются почтой и сайтами, болтают в чатах, и ожидается, что всего через год их станет в 2 раза больше. Для России существуют только оценочные данные, по некоторым из них до 3 миллионов российских несовершеннолетних пользователей имеют доступ в Интернет.

Данные, собранные в результате опроса "Использование компьютера и Интернет детьми и подростками в 2001 году", проведенного департаментом образования США, показывают, что дети начинают пользоваться Интернет в самом раннем возрасте, и роль, которую глобальная Сеть играет в жизни подростков, значительна. "Дети опережают взрослых по количеству времени, которое они проводят в Интернет", - это одно из заключений Ассоциации исследования средств коммуникации (Association for the Research of Communication Media) после проведенного в 2004 году опроса пользователей Интернет. Конкретные данные указывают, что только в возрасте между 8 и 13 годами дети составляют половину общего числа пользователей Интернет. Большинство из них выходит в Сеть из дома, и самыми частыми их занятиями являются браузинг, чаты и онлайновые игры.

В то же время, серьезной проблемой во всем мире стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей. Большинство родителей (65 %) считают, что их дети заходят в Сеть исключительно для выполнения домашних заданий. Дети же относят образовательный аспект Интернет на последний план. Главное для них - возможность скачать или послушать музыку, воспользоваться электронной почтой, развлечься. Больше трети детей заходят в Интернет, чтобы пообщаться и завести новых знакомых, причем 15 % из них утверждают, что, познакомившись в Интернет, они затем переносят эти знакомства "в реал". Участники прошедшего еще в 2005 году в пресс-клубе "РИА Новости" круглого стола "Безопасность детей в Интернет", организаторами которого выступили МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех" и Российский офис Microsoft при поддержке Международного центра защиты детей от эксплуатации и похищений (ICMEC) и Международной организации уголовной полиции (Interpol), отмечали, что, в первую очередь, необходимо решить проблемы распространения в Сети детской порнографии, использования "языка вражды" (hate speech), пропаганды расизма, ксенофобии и подстрекательства к насилию. В этом же ряду стоят вопросы пропаганды наркотиков, проституции и других социально опасных явлений.

Выступивший на этом же мероприятии начальник Бюро специальных технических мероприятий МВД России Борис Николаевич Мирошников напомнил собравшимся, что Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 242.1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних", предусматривающей наказание до 8 лет лишения свободы за изготовление, распространение и хранение детской порнографии. Б.Н. Мирошников также сообщил, что большинство детской порнографии, размещенной в российском сегменте Интернет, имеет зарубежное происхождение.

Но, несмотря на все предпринимаемые меры, за прошедшие 3 года стала ли Сеть более безопасной для детей? По данным организации Save the Children ("Спасем детей"), которые размещены на сайте http://www.detionline.ru:

При этом родители часто не осознают того факта, что их ребенок очень рискует, в одиночку посещая игровые страницы, так как множество из них являются пиратскими сайтами с большим количеством порнографической рекламы в виде всплывающих окон. Такие окна автоматически появляются на экране. Кроме того, все мы знаем, что дети очень любят общение в чатах. Однако при таком общении ребенку сложно увидеть истинное лицо человека, с которым он общается. Если же такая виртуальная беседа приводит к личной встрече, последствия могут оказаться печальными.

В любой момент, когда ваши дети подключаются к Интернет без присмотра, они рискуют стать жертвой многочисленных опасностей. Увлечение Интернет не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Ведь родители иногда и не догадываются, сколько времени проводит их чадо во Всемирной паутине и какие сайты посещает. Бесконтрольный доступ к Интернет порождает множество проблем, связанных, в первую очередь, с нарушением физического и психического здоровья детей и подростков. Не оставляйте их наедине с угрозой!


Любопытная детская природа может завести их на сайты расистского, дискриминационного, сексуального, насильственного содержания, или на сайты, содержащие материалы, побуждающие ребенка к действиям, которые могут поставить под угрозу его психологическое или физическое здоровье.

К сожалению, уже было много случаев, когда педофилы выдавали себя за одного из детей или выдуманных персонажей, чтобы войти к ним в доверие и завести пошлые или открыто сексуальные беседы с ними или даже договориться о личной встрече.

Электронные письма, форумы или чаты могут убедить, обмануть или даже принудить детей к совершению какого-то преступления как в рамках Интернет, так и вне его. Так, если ваши дети имеют доступ к вашим банковским данным или номеру кредитной карты, они могут приобрести практически что угодно через Интернет, от постера до роскошной машины, или оплатить услуги, варьирующиеся от онлайновых игр до путешествия вокруг света.

Множество Web-сайтов, электронных сообщений или программ обмена файлами позволяют пользователям скачивать все виды музыки, игр, документов и т. д. Однако, несмотря на их кажущуюся безобидность, многие из них содержат вирусы (программы, заражающие компьютеры или открывающие лазейки для хакеров), которые затем могут, среди прочих действий, красть конфиденциальные данные.


Портал по информационной безопасности SecurityLab открыл в 2005 году специальный раздел "Защита детей от Интернет-угроз", в 2006 году корпорация Microsoft открыла русскоязычную версию портала "Безопасность детей в Интернет".

Российский офис Microsoft в июле 2006 года выпустил брошюру "Безопасность детей в Интернет", (http://www.ifap.ru/library/book099.pdf) предназначенную как для родителей, так и педагогов. В брошюре рассказывается о том, как сделать детские работу и развлечения в Интернет безопасными для самих детей и других Интернет-пользователей.

В мае 2006 года к информационной кампании в этой области - Navega Protegido Campaign, - осуществляемой Microsoft совместно с фондом Рики Мартина, присоединилась ЮНЕСКО.


Интернет-зависимость

Еще одна проблема, с которой сталкиваются юные пользователи Cети, - это Интернет-зависимость. Дети очень быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже, поэтому многие изменения незаметны сразу, "невооруженным глазом". Первые симптомы сможет определить только опытный педагог или психолог. Например, после многодневных "гонок" или "стрелялок" у ребенка может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки немотивированного насилия. На следующем этапе ребенок перестает фантазировать, становится неспособным создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщает и анализирует информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Когда специалисты говорят об Интернет-зависимости, имеется в виду, что люди предпочитают жизнь в Интернет реальной жизни, проводят в виртуальной реальности до 18 часов в день. Определение Интернет-зависимости звучит так: "Это навязчивое желание войти в Интернет, находясь offline, и неспособность выйти из Интернет, будучи online". По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всем мире. Российские психиатры считают, что в нашей стране таковых 4-6 %.

В США Интернет-зависимость скоро займет свое место рядом с наркоманией и шизофренией, окончательным признанием этого недуга станет включение болезни в Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-IV, диагностический и статистический словарь-справочник, буквально - "руководство" умственных нарушений). В последнее, четвертое издание, новую болезнь не включили, так как не хватило клинических материалов, но к пятому изданию, как утверждают специалисты, их появится предостаточно.

Термин Internet Addiction Disorder (что-то наподобие "нездоровой склонности, тяги к Интернет"), проще говоря, IAD, уже широко употребляется не только в научной литературе. В течение нескольких лет Американская психиатрическая ассоциация (American Psychiatric Association) включает тест на определение этого вида зависимости в обязательную анкету, которую предлагает пациентам с разного рода психическими нарушениями.

Чтобы считать эту зависимость "настоящей", она должна отражаться на физическом состоянии человека. Теперь уже точно известно, что в запущенной форме пользователь, который проводит за компьютером по 18 часов, испытывает настоящий абстинентный синдром, синдром отнятия, который сопровождается жаром, тремором рук, подергиванием конечностей и лихорадкой.

В мире борьба с IAD еще не вышла на государственный уровень, однако несколько психиатрических институтов начали серию серьезных исследований. Составляется социальный и психологический портрет пациента, причины его психической зависимости и способы воздействия на него. Некоторые педагогические вузы в США вводят учебный курс, который поможет будущим педагогам выявить в группе детей, склонных к этой зависимости, и диагностировать уже хроническую IAD.

Российский психолог Анастасия Жичкина считает, что Интернет-зависимых ребят в России в процентном отношении столько же, сколько и за рубежом - около 2-5 %. И причины не в самой Сети, а в особенностях личности. По данным психологических исследований, к Интернет-зависимости предрасположены люди, чувствительные к ограничениям реального социального мира. Однако не следует путать Интернет-зависимость и страстную увлеченность Сетью, возникающую в первые месяцы знакомства с ней. На самом деле об Интернет-зависимости можно говорить только тогда, когда человек использует Интернет не меньше 1 года, и у него присутствует не менее 6-7 опасных симптомов сетевой наркомании. А если же их не больше двух, то это не более чем увлеченность.


Симптомы сетевой наркомании:


Интернет-зависимость, как правило, порождается так называемой социальной неадаптированностью; это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться; такой ребенок комфортно чувствует себя только в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.

Многие западные психологи настаивают на том, что, например, поисковые системы ведут к деградации личности, так как выдают результат без всяких усилий с нашей стороны. Не надо вспоминать алфавит, рыться по энциклопедиям, опрашивать друзей - за нас уже подумали. Кроме того, Интернет убивает навыки невербального общения. А ведь 80 % сведений о собеседнике мы получаем через мимику, жесты, интонации. Все это остается за порогом Сети, ребенок превращается в абстрактного носителя информации. Ограниченные возможности техники лишают его самобытности. А ведь ребенок - несформировавшаяся личность.


Интерактивная порнография и несовершеннолетние

Все чаще дети за компьютером дома и в школах наталкиваются на безобразные, аморальные и опасные материалы. Для порнодельца любой ребенок (и не только), имеющий доступ к подключенному к Интернет компьютеру, является потенциальным потребителем и приверженцем. Мировая статистика неумолима, по данным Лондонской школы экономики 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 16 лет сталкивались с порнографией в Интернет. Причем исследователи отмечают, что зачастую дети попадали на порносайты ненамеренно, делая домашнюю работу или набирая в поисковой системе запрос с невинным словом.

В странах, где Интернет давно проник во все сферы жизни, преподаватели и ученые уже забили тревогу. Австралийские медики считают, что обилие порнографии в Интернет пробуждает в детях сексуальные проявления, которые они не понимают и не могут контролировать. По данным их исследования, в последнее время значительно увеличилось число случаев проявления ненормальной детской сексуальности у детей младше 10 лет, зафиксированы даже случаи с 6-летними детьми. "Навязчивое поведение у детей может выражаться в "принуждении к оральному сексу других детей, а также принуждении к сексу животных", - рассказывают специалисты. В абсолютном большинстве случаев детей "научила" сексу порнография в Интернет. Многие дети полагают, что порнография - единственное предназначение Сети. 40 % опрошенных детей сообщили, что нашли порнографию в Интернет самостоятельно, еще 25 % признались, что им о "взрослых сайтах" рассказали знакомые, сообщает Sydney Morning Herald.

Но кроме возможности получить психическое расстройство, дети также рискуют стать жертвами насильников и педофилов. По данным американских исследователей, 70 % преступников, осужденных по преступлениям, связанным с сексуальной эксплуатацией детей, использовали Интернет с преступными намерениями. В частности, многие из них знакомились со своими жертвами и входили к ним в доверие, используя электронную почту и чаты. Те же исследователи сообщают, что не менее 20 % процентов подростков, посещающих чаты, стали объектами онлайн-домогательства. В "Исследовании безопасности Интернет для молодого поколения" (http://stra.teg.ru/lenta/security/7894/) говорится, что в течение 2002 года почти каждый пятый ребенок, участвовавший в опросе, получал через Интернет сообщения с сексуальными приставаниями или их попытками. Фактически, эта практика настолько распространена, что получила название "сайберинг" - соблазнение разговорами с незнакомцем в Сети на темы секса. Для одного из 33 опрошенных детей соблазнения были расценены как агрессивные: соблазнитель просил о встрече, звонил по телефону, регулярно посылал сообщения по электронной почте и т. д.


Интернет и детские правонарушения

Бесконтрольный доступ к Интернет может создавать проблемы и для родителей. Детские психиатры Санкт-Петербурга столкнулись с необычной проблемой. В 2005 году, когда в Санкт-Петербурге функционировало всего 186 компьютерных клубов, кроме прогулов занятий, были зафиксированы эпизодические правонарушения, совершаемые детьми и подростками с целью достать деньги для посещения клуба. В кризисных службах города были зафиксированы обращения родителей, дети которых без разрешения брали из дома крупные суммы денег и сутками просиживали в компьютерном клубе. Этой проблеме были посвящены даже депутатские слушания, организованные постоянной комиссией Законодательного собрания Санкт-Петербурга по социальным вопросам. Интересно, а сколько компьютерных клубов существует в городе сейчас?


Международная организация ICRA (Ассоциация рейтинга Интернет-контента) считает, что родители и близкие должны разъяснять детям, как сохранить безопасность, путешествуя по Всемирной сети, и дает ряд советов:

  1. Возьмите на себя ответственность за обеспечение безопасности вашего ребенка. Определите в семье, что является приемлемым при пользовании Интернет, а что - нет.
  2. Не оставайтесь в стороне от ключевых проблем, касающихся пользования Интернет, а именно:
  3. Проведите с ребенком беседу о пользовании Интернет. Четко объясните ваши ценности и цели беседы, и то, в каких целях могут быть использованы Интернет-ресурсы.
  4. Разместите компьютер в подходящем месте. Не позволяйте ребенку иметь свободный доступ к компьютеру и Интернет в любое время без присмотра.
  5. Установите собственные принципы и правила. Вы должны четко определить: время, которое ребенок может тратить на пользование Интернет в день; Интернет-сайты, которые ваш ребенок может посещать; какую опасность может представить открытие файлов незнакомых людей; кроме того, ваш ребенок должен соблюдать следующие правила:
  6. Усиливайте правила. Проверяйте актуальность уже установленных правил, следите за тем, чтобы ваши правила соответствовали возрасту и развитию ребенка. Поместите список правил в месте, доступном как вам, так и вашему ребенку.
  7. Интересуйтесь технологическими новинками, например, фильтрующими или другими охранными программами. Решите, какие программы наиболее подходят для вашей семьи, и установите их на своем компьютере. Пересматривайте ваши настройки каждые 6 месяцев, чтобы убедиться, что установленные программы не требуют обновлений.
  8. Не позволяйте детям встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека.
  9. Просматривайте истории и регистрации на компьютере, чтобы узнать, какие сайты посещал ваш ребенок.



Чтобы обезопасить ребенка в Сети, вы можете сделать следующее:

  1. Проводите время онлайн с вашим ребенком, исследуйте сайты вместе. Узнайте, чем любят заниматься в Сети ваши дети.
  2. Помогите ребенку использовать Интернет в качестве эффективного инструмента исследования.
  3. Помните, что ребенок в Сети общается с незнакомыми людьми, особенно в чатах. Четко объясните, какую информацию он может разглашать.
  4. Поместите подключенный к Интернет компьютер в общую комнату, например, в гостиную, а не в детскую.
  5. Обсудите с ребенком плюсы и минусы пользования Интернет. Объясните, что нет ничего страшного, если он будет рассказывать вам о случаях столкновения с вредным контентом или другой вызывающей беспокойство информацией.
  6. Научите ребенка правильно обращаться с потенциально опасным материалом:
  7. Объясните ребенку, что информация в Интернет не всегда надежна.
  8. Объясните, что ребенок должен вести себя в Интернет-пространстве так же, как он ведет себя в реальной жизни; расскажите ребенку о принципах сетевого этикета.
  9. Узнайте о наиболее эффективных способах избежать спам-рассылок, о том, как распознать спам, если вы сталкиваетесь с ним в первый раз.
  10. В ваших интересах разработать инструкцию по пользованию Интернет и обсудить ее с детьми.
Источник: Net Alert (http://www.netalert.net.au)



Безопасная работа в Интернет детей разного возраста

При создании правил пользования компьютером родители должны руководствоваться возрастом своих детей. Общие соображения приведены выше. Стоит повторить, что советы для всех возрастов включают одно утверждение: "Держите компьютеры с подключением к Интернет в общих комнатах".

Ниже представлены некоторые рекомендации, составленные согласно возрасту юных пользователей.


2-4 года

На этом этапе деятельность детей в Интернет будет, скорее всего, проходить при участии родителей. Взрослые могут посадить ребенка к себе на колени во время просмотра семейных фотографий, использования Web-камеры для общения с родственниками или посещения дружелюбных детских сайтов, например, PBS Kids (http://pbskids.org).

Дети этого возраста должны выходить в Интернет только под присмотром родителей. Вы должны поставить компьютер в общую комнату, но никак не в детскую спальню. В этом случае разговор об Интернет и наблюдение за его использованием станет естественным в повседневной жизни.

Добавьте сайты, которые вы часто посещаете, в список "Избранное", чтобы создать для детей личную Интернет-среду.

Используйте рассчитанные на детей поисковые машины (наподобие MSN Kids Search - http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM) или поисковые машины с фильтрами информации.

Используйте средства блокирования нежелательного материала (например, MSN Premium's Parental Controls - http://join.msn.com/?pgmarket=en-us&page=features/parental&ST=1&xAPID=1983&DI=1402) как дополнение (не замену!) к родительскому контролю.

Постарайтесь найти книги или видеопрограммы, иллюстрирующие совместное использование компьютера взрослым и ребенком.

Помогите защитить детей от назойливых всплывающих окон с помощью специальных программ, например, Acronis Privacy Expert Suite 9.0 (http://www.acronis.ru/homecomputing/products/privacyexpert/). Эта функция также встроена в Windows XP с последним обновлением и в панель инструментов MSN.

Всплывающее окно (англ. pop-up) - форма рекламы в Интернет, направленная на увеличение трафика на сайт рекламодателя. Некоторые Web-сайты открывают для отображения рекламы новое окно браузера (отсюда название). Рекламные всплывающие окна обычно создаются с помощью JavaScript, хотя возможны и другие способы. Иногда всплывающие окна открываются на заднем фоне (англ. pop-under). Они меньше отвлекают пользователя, однако их не видно до тех пор, пока активное окно не будет закрыто. Таким образом, пользователю становится несколько сложнее определить, какой Web-сайт открыл то или иное всплывающее окно. По умолчанию средство блокирования всплывающих окон включено. Достаточно снова его включить, если оно было кем-то отключено. Для этого в меню "Сервис" MS Internet Explorer выберите пункт "Блокирование всплывающих окон", и далее команду "Включить блокирование всплывающих окон". Однако обозреватель Internet Explorer не заблокирует всплывающие окна, которые отображаются Web-узлами, расположенными в двух зонах - "Местная интрасеть" и "Надежные узлы".

Для того чтобы исключить узел из зоны, в которой разрешено отображение всплывающих окон, в меню "Сервис" MS Internet Explorer выберите команду "Свойства обозревателя", затем выберите вкладку "Безопасность", после чего выберите зону Web-узлов, из которой необходимо удалить узел, чтобы блокировать его всплывающие окна, а затем нажмите кнопку "Узлы". Если Web-узел удаляется из зоны "Местная интрасеть", нажмите кнопку "Дополнительно", а затем выберите в поле "Веб-узлы" тот узел, для которого требуется отключить отображение всплывающих окон, а затем нажмите кнопку "Удалить".

Расскажите детям о конфиденциальности. Если на сайте необходимо, чтобы ребенок ввел имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации.

Помните, что когда маленькие дети начинают осваивать Сеть, остальные члены семьи должны служить для них примером.


4-7 лет

Для детей этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Достигнув пятилетнего возраста, дети, возможно, захотят самостоятельно исследовать Интернет. Важно, чтобы родители их хорошо проинструктировали. Находясь в Интернет, ребенок может попытаться посетить сайты или пообщаться в чатах, разрешения на которые он не получил бы от родителей. Отчеты о деятельности в Интернет от сервиса MSN Premium (http://join.msn.com) или других служб могут быть особенно полезными на этом этапе. У детей не будет ощущения, что родители постоянно смотрят на экран через их плечо, однако благодаря отчетам взрослые будут по-прежнему знать, какие сайты посещают их дети. Ребятам этого возраста, возможно, будет все еще интересно посетить сайт MSN Kids, поскольку он предназначен для детей младше 8 лет.

Не разрешайте детям этого возраста пользоваться службами мгновенного обмена сообщениями, электронной почтой, чатами или досками объявлений.

Проводите как можно больше времени с вашим ребенком в то время как он работает за компьютером. Разрешайте ребенку посещать только дружественные для детей сайты.

Проявляйте интерес к действиям ребенка и его/ее друзей как в Интернет, так и в реальной жизни. Расскажите ребенку о прекрасных и увлекательных вещах, которые возможны в Интернет, а также о трудностях, с которыми можно столкнуться. Обсудите с ребенком действия, которые необходимо предпринять, если чувствуется неловкость в какой-либо ситуации в Интернет.

Показывайте ребенку материальные результаты его работы с компьютером, например, распечатки.

Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится. Получите дополнительную информацию об обращении с Интернет-преступниками и хулиганами.

Создайте семейный электронный ящик вместо того, чтобы позволять детям иметь собственные адреса. Совместно используйте адрес электронной почты с ребенком, таким образом, вы сможете следить за письмами (например, сообщениями от членов семьи) и обсуждать их с ребенком.

Также стоит рассмотреть использование различных методов контроля - безопасных для детей браузеров, фильтров содержимого.

Фильтр Web-содержимого работает, применяя фильтр на Web-страницы, к которым обращаются пользователи компьютера. Вы можете настроить этот фильтр, основываясь на ряде категорий содержимого (компьютерные игры, насилие, онлайн-магазины и т. д.), к которым определенный пользователь не должен получать доступ. Это позволяет указывать что, например, доступ к онлайн-магазинам или эротическим Web-страницам должен быть запрещен, когда ребенок пользуется компьютером. Для каждого фильтра можно также создать "черный список" адресов, содержащий адреса всех Web-страниц, к которым никогда не должен разрешаться доступ, вне зависимости от категории, к которой они относятся. Подобно этому, вы можете установить список страниц, которые не будут отфильтровываться и доступ к которым будет разрешен в любое время.

Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.

Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.

Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы.

Не разрешайте детям этого возраста пользоваться службами мгновенного обмена сообщениями.

Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.

Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернет и о том, чем они занимаются, так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

Говорите с детьми о здоровой половой жизни, так как в Интернет дети могут легко натолкнуться на порнографию или сайты "для взрослых".


8-11 лет

В этом возрасте дети уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. И совершенно нормально, что они хотят все это увидеть, услышать, прочесть. Доступ к нежелательным материалам (например, порнографическим картинкам или инструкциям по изготовлению взрывчатки) можно заблокировать при помощи сервиса MSN Parental Controls.

Установите четкие правила сетевого пользования и расскажите о последствиях их нарушения. Объясните, что эти правила также применяются к пользованию компьютером в гостях.

Найдите сайты, которые подходят для детей, или узнайте о способах поиска полезной информации: запланируйте совместную туристическую поездку, просмотрите образовательные сайты для помощи в школьных заданиях или найдите информацию об увлечениях детей. Просматривая Web-сайты в Интернет вместе, можно также помочь ребенку оценить значимость найденной информации. Можно добавить любимые сайты в папку "Избранное", чтобы совместно просмотренные ранее сайты можно было открыть одним щелчком мыши.

Проведите беседу с ребенком о возможных опасностях Интернет и научите его никогда не выдавать любую информацию личного характера или использовать описательное экранное имя.

Чаты, личный адрес электронной почты, номер IM не должны считаться сами собой разумеющимися. Решите, когда и при каких обстоятельствах ребенок должен использовать эти формы коммуникации. Эти формы коммуникации не являются необходимыми для общественного признания. Удостоверьтесь, что ребенок полностью понимает правила хорошего поведения в Сети (так называемый "нетикет").

Научите ребенка здраво оценивать информацию, которую он находит в Интернет. Помогите ребенку определить, точна ли информация, вводит ли она его в заблуждение, является ли информация пропагандой.

Объясните ребенку, что ему следует в первую очередь рассказать вам, если он столкнется с чем-нибудь, что его напугало или показалось необычным в Интернет.

Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернет и о том, чем они занимаются, так, как если бы вы говорили о чем-то другом.

Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет.

Научите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернет.

Научите детей не загружать программы без вашего разрешения - они могут ненамеренно загрузить вирус или шпионскую программу. Кроме того, объясните ребятам, что, делая файлы общими или загружая из Интернет тексты, фотографии или рисунки, они могут нарушать чьи-то авторские права.

Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернет. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернет, - правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

Чтобы ребенок не мог заниматься чем-то посторонним без вашего ведома, дайте ему учетную запись с ограниченными правами.

Расскажите детям о порнографии в Интернет и направьте их на хорошие сайты о здоровье и половой жизни.

Настаивайте на том, чтобы дети предоставили вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы могли убедиться, что они не общаются с незнакомцами.

Расскажите детям об ответственном, достойном поведении в Интернет. Ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

Функция сохранения Web-страниц для автономной работы будет полезна в том случае, если вы не хотите, чтобы ребенок работал в Интернет, но, тем не менее, считаете что информация, которая там находится, может быть ему полезна. В этом случае вы можете найти полезные и безопасные с вашей точки зрения Web-страницы и сохранить их на домашнем компьютере для последующей автономной работы. Такой подход актуален для детей в возрасте 8-10 лет.


Продолжение в следующем номере...



Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru