Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИКТ и право


Рейтинг открытости официальных сайтов органов Судебного департамента-2012

О. Андронова, editor@ci.ru


С конца марта по апрель 2012 года Фонд Свободы Информации в партнерстве с Российским агентством правовой и судебной информации (РАПСИ) провел мониторинг официальных сайтов Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его региональных Управлений (отделов) (далее - органы Судебного департамента - ОСД).

Объектом исследования стали 83 официальных сайта ОСД и сайт СД при Верховном Суде РФ.

Предметом исследования стало определение соответствия содержания официальных сайтов требованиям следующих правовых актов:

Результаты мониторинга отражают, насколько на исследуемых сайтах представлена информация по следующим блокам:

  1. Общая информация об ОСД.
  2. Тексты правовых актов, регламентирующих внутреннюю организацию деятельности ОСД.
  3. Информация о результатах проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности районных судов, гарнизонных военных судов.
  4. Информация об объявлении конкурсов, аукционов, запросов котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ОСД.
  5. Сведения о заключенных контрактах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ОСД.
  6. Сведения об использовании выделяемых бюджетных средств.
  7. Отчеты о деятельности ОСД перед советом судей субъекта федерации (СФ).
  8. Информация о порядке поступления граждан на государственную службу в ОСД.
  9. Сведения о порядке приема граждан и рассмотрения обращений.
  10. Перечень районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей, действующих на территории СФ.
  11. Статистические данные о работе судов.
  12. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных служащих ОСД и членов их семей.

Исследование проводилось с использованием автоматизированной информационной системы ЭКСМО.

Результатом мониторинга является коэффициент информационной открытости сайта, значения которого изменяются от 0% (обычно означает, что сайт отсутствует) до 100% (полное соответствие сайта предъявляемым требованиям). На основании полученных данных было проведено ранжирование официальных сайтов по степени их информационной открытости и составлен сводный итоговый Рейтинг информационной открытости официальных сайтов Управлений (отделов) СД при ВС РФ в СФ (табл.1).

Таблица 1
Рейтинг информационной открытости официальных сайтов Управлений (отделов) СД при ВС РФ в СФ

Позиция в рейтинге
Наименование Управления (отдела) СД при ВС РФ в СФ
Официальный сайт
Коэффициент информационной открытости, %
Отклонение от среднего значения
1УСД в Респ. Мордовияhttp://usd.mor.sudrf.ru100+35,5
1УСД в Чувашской Респ. http://usd.chv.sudrf.ru100+35,5
1УСД в Респ. Дагестанhttp://usd.dag.sudrf.ru100+35,5
1УСД в Сахалинской обл.http://usd.sah.sudrf.ru100+35,5
2УСД в Ивановской обл.http://usd.iwn.sudrf.ru97,24+32,74
3УСД в Респ. Татарстанhttp://usd.tatarstan.ru96,55+32,05
4УСД в Калининградской обл.http://usd.kln.sudrf.ru93,79+29,29
5УСД в Брянской обл.http://usd.brj.sudrf.ru90,86+26,36
6УСД в Кемеровской обл.http://usd.kmr.sudrf.ru90,83+26,33
7УСД в Респ. Калмыкияhttp://usd.kalm.sudrf.ru86,01+21,51
8УСД в Новосибирской обл.http://usd.nsk.sudrf.ru85,79+21,29
9УСД в Хабаровском краеhttp://usd.hbr.sudrf.ru85,40+20,9
10УСД в Архангельской обл.http://usd.arh.sudrf.ru85,14+20,64
11УСД в Приморском краеhttp://usd.prm.sudrf.ru84,66+20,16
12УСД в Воронежской обл.http://usd.vrn.sudrf.ru84,17+19,67
13УСД в Саратовской обл.http://usd.sar.sudrf.ru82,90+18,4
14УСД в Респ. Хакасияhttp://usd.hak.sudrf.ru81,05+16,55
15УСД в Волгоградской обл.http://usd.vol.sudrf.ru80,97+16,47
16УСД во Владимирской обл.http://usd.wld.sudrf.ru79,74+15,24
17УСД в Респ. Тываhttp://usd.tva.sudrf.ru79,08+14,58
18УСД в Респ. Карелияhttp://usd.kar.sudrf.ru78,18+13,68
19УСД в Красноярском краеhttp://usd.krk.sudrf.ru76,98+12,48
20УСД в Ямало-Ненецком АОhttp://usd.ynao.sudrf.ru73,07+8,57
21УСД в Вологодской обл.http://usd.vld.sudrf.ru73,06+8,56
22УСД в Краснодарском краеhttp://usd.krd.sudrf.ru71,72+7,22
23УСД в Удмуртской Респ.http://usd.udm.sudrf.ru71,52+7,02
24УСД в Ульяновской обл.http://usd.uln.sudrf.ru70,34+5,84
25УСД в Кабардино-Балкарской Респ.http://usd.kbr.sudrf.ru68,41+3,91
26УСД в Респ. Алтайhttp://usd.ralt.sudrf.ru67,70+3,2
27УСД в Оренбургской обл.http://usd.orb.sudrf.ru67,44+2,94
28ОСД в Еврейской АОhttp://osd.brb.sudrf.ru66,58+2,08
29УСД в Кировской обл.http://usd.kir.sudrf.ru66,35+1,85
30УСД в Московской обл.http://usd.mo.sudrf.ru66,32+1,82
31УСД в Тамбовской обл.http://usd.tmb.sudrf.ru65,95+1,45
32УСД в Псковской обл.http://usd.psk.sudrf.ru65,73+1,23
33УСД в Магаданской обл.http://usd.mag.sudrf.ru65,66+1,16
34УСД в Смоленской обл.http://usd.sml.sudrf.ru65,53+1,03
35УСД в Респ. Башкортостанhttp://usd.bkr.sudrf.ru64,22-0,28
36УСД в Челябинской обл.http://usd.chel.sudrf.ru61,95-2,55
37УСД в Респ. Бурятияhttp://usd.bur.sudrf.ru61,74-2,76
38УСД в Липецкой обл.http://usd.lpk.sudrf.ru61,49-3,01
39УСД в г. Санкт-Петербургеhttp://usd.spb.sudrf.ru60,92-3,58
40УСД в Карачаево-Черкесской Респ.http://usd.kchr.sudrf.ru60,33-4,17
41УСД в Пензенской обл.http://usd.pnz.sudrf.ru58,57-5,93
42УСД в Астраханской обл.http://usd.ast.sudrf.ru58,43-6,07
43УСД в Курской обл.http://usd.krs.sudrf.ru58,31-6,19
44УСД в Тюменской обл.http://usd.tum.sudrf.ru58,16-6,34
45УСД в Нижегородской обл.http://usd.nnov.sudrf.ru57,82-6,68
46УСД в Омской обл.http://usd.oms.sudrf.ru57,29-7,21
47УСД в Рязанской обл.http://usd.riz.sudrf.ru56,90-7,6
48УСД в Орловской обл.http://usd.orl.sudrf.ru56,70-7,8
49УСД в Ханты-Мансийском АО-Югреhttp://usd.hmao.sudrf.ru56,14-8,36
50УСД в Ставропольском краеhttp://usd.stv.sudrf.ru55,35-9,15
51УСД в Курганской обл.http://usd.krg.sudrf.ru55,24-9,26
52УСД в Калужской обл.http://usd.klg.sudrf.ru55,18-9,32
53ОСД в Чукотском АОhttp://osd.chao.sudrf.ru54,97-9,53
54УСД в г. Москвеhttp://usd.msk.sudrf.ru54,62-9,88
55УСД в Томской обл.http://usd.tms.sudrf.ru54,18-10,32
56УСД в Костромской обл.http://usd.kst.sudrf.ru53,41-11,09
57УСД в Ярославской обл.http://usd.jrs.sudrf.ru53,10-11,4
58УСД в Мурманской обл.http://usd.mrm.sudrf.ru52,41-12,09
59УСД в Самарской обл.http://usd.sam.sudrf.ru52,30-12,2
60УСД в Тульской обл.http://usd.tula.sudrf.ru52,07-12,43
61УСД в Белгородской обл.http://usd.blg.sudrf.ru52,02-12,48
62УСД в Забайкальском краеhttp://usd.cht.sudrf.ru50,64-13,86
63УСД в Респ.Марий-Элhttp://usd.mari.sudrf.ru50,13-14,37
64УСД в Ростовской обл.http://usd.ros.sudrf.ru50,00-14,5
65УСД в Ленинградской обл.http://usd.lo.sudrf.ru49,43-15,07
66УСД в Новгородской обл.http://usd.nvg.sudrf.ru49,13-15,37
67УСД в Амурской обл.http://usd.amr.sudrf.ru48,93-15,57
68УСД в Свердловской обл.http://usd.svd.sudrf.ru48,85-15,65
69УСД в Чеченской Респ.http://usd.chn.sudrf.ru47,41-17,09
70УСД в Респ. Комиhttp://usd.komi.sudrf.ru46,68-17,82
71УСД в Тверской обл.http://usd.twr.sudrf.ru46,02-18,48
72УСД в Респ.Саха (Якутия)http://usd.jak.sudrf.ru44,57-19,93
73УСД в Пермском краеhttp://usd.perm.sudrf.ru44,30-20,2
74УСД в Респ. Северная Осетия-Аланияhttp://usd.wlk.sudrf.ru44,13-20,37
75УСД в Респ.Адыгеяhttp://usd.adg.sudrf.ru42,98-21,52
76УСД в Алтайском краеhttp://usd.alt.sudrf.ru42,68-21,82
77УСД в Камчатском краеhttp://usd.kam.sudrf.ru40,18-24,32
78УСД в Иркутской обл.http://usd.irk.sudrf.ru39,17-25,33
79ОСД в Ненецком АОhttp://osd.nao.sudrf.ru36,92-27,58
80УСД в Респ.Ингушетияhttp://usd.ing.sudrf.ru32,68-31,82

Средняя степень информационной открытости официальных сайтов органов Судебного департамента в 2012 году составила 64,5% (рис.1).

Очевидна значительная дифференциация информационной открытости официальных сайтов ОСД. Так, значение коэффициента информационной открытости изменяется от 32,68% (УСД в Республике Ингушетия) до 100% (УСД в Республике Мордовия; УСД в Чувашской Республике - Чувашии; УСД в Республике Дагестан; УСД в Сахалинской области).

Рис.1. Средняя степень информационной открытости официальных сайтов ОСД до и после периода взаимодействия

Средний коэффициент информационной открытости официального сайта Судебного департамента при ВС РФ (http://www.cdep.ru) составил 54,86%.

В ходе мониторинга был предусмотрен "период взаимодействия" (с 9 по 13 апреля), в течение которого представителям ОСД была предоставлена возможность задавать вопросы, оспаривать выставленные оценки или уведомлять экспертов о размещении информации на своих сайтах. Всего в АИС ЭКСМО было зарегистрировано 58 представителей от 43 ОСД. За 5 рабочих дней было оставлено 474 комментария от 31 ОСД.

Однако интерес представляет не только доля ОСД, участвовавших во взаимодействии, но и результативность этого взаимодействия.

По итогам первоначальной оценки на официальных сайтах ОСД было представлено 57,57% информации от всего объема сведений, которые должны быть размещены в соответствии с установленными требованиями. Коррекция, проведенная в период взаимодействия, позволила увеличить данное значение до 64,5%, что представляется весьма существенным. Тем не менее, 35,5% сведений о деятельности ОСД по-прежнему остаются недоступными для посетителей их официальных сайтов.

Если отдельно рассматривать ОСД, активно участвовавшие в периоде взаимодействия (всего 31), то результаты взаимодействия оказываются еще заметнее: для данных ОСД средний коэффициент информационной открытости увеличился с 63,58% до 80,51%.

Диаграммы иллюстрируют, насколько эффективным был "период взаимодействия" (рис. 1 и 2).

Рис. 2. Средняя степень информационной открытости официальных сайтов ОСД до и после Периода взаимодействия (для ОСД, принимавших участие в периоде взаимодействия - всего 31)

Необходимо отметить наличие положительной связи между количеством комментариев от представителей ОСД и увеличением коэффициента информационной открытости сайта во время периода взаимодействия. Это наглядно иллюстрируется диаграммой рассеяния (рис.3).

Рис. 3. Диаграмма рассеяния переменных "количество комментариев, оставленных представителями ОСД в АИС ЭКСМО" и "увеличение коэффициента информационной открытости во время Периода взаимодействия"

Рассмотрим сводные данные информационной открытости официальных сайтов ОСД по федеральным округам (ФО).

Таблица 2
Информационная открытость ОСД: сводные данные по ФО (после периода взаимодействия)

Субъект РФ
Информационная открытость
официального сайта ОСД (%)
Центральный ФО63,868
Ивановская область97,241
Брянская область90,862
Воронежская область84,172
Владимирская область79,741
Московская область66,32
Тамбовская область65,948
Смоленская область65,526
Липецкая область61,494
Курская область58,31
Рязанская область56,897
Орловская область56,695
Калужская область55,182
г. Москва54,621
Костромская область53,408
Ярославская область53,103
Тульская область52,069
Белгородская область52,023
Тверская область46,023
Северо-Западный ФО62,854
Калининградская область93,793
Архангельская область85,144
Республика Карелия78,184
Вологодская область73,061
Псковская область65,73
г.Санкт-Петербург60,92
Мурманская область52,414
Ленинградская область49,425
Новгородская область49,126
Республика Коми46,678
Ненецкий автономный округ36,92
Южный ФО65,017
Республика Калмыкия86,006
Волгоградская область80,966
Краснодарский край71,724
Астраханская область58,433
Ростовская область50
Республика Адыгея42,977
Приволжский ФО70,173
Республика Мордовия100
Чувашская Республика100
Республика Татарстан96,552
Саратовская область82,902
Удмуртская Республика71,515
Ульяновская область70,339
Оренбургская область67,443
Кировская область66,345
Республика Башкортостан64,218
Пензенская область58,574
Нижегородская область57,816
Самарская область52,299
Республика Марий Эл50,126
Пермский край44,299
Уральский ФО58,903
Ямало-Ненецкий автономный округ73,069
Челябинская область61,954
Тюменская область58,161
Ханты-Мансийский
автономный округ - Югра
56,143
Курганская область55,241
Свердловская область48,851
Сибирский ФО65,593
Кемеровская область90,828
Новосибирская область85,793
Республика Хакасия81,046
Республика Тыва79,08
Красноярский край76,983
Республика Алтай67,699
Республика Бурятия61,736
Омская область57,287
Томская область54,178
Забайкальский край50,643
Алтайский край42,681
Иркутская область39,172
Дальневосточный ФО65,658
Сахалинская область100
Хабаровский край85,402
Приморский край84,655
Еврейская автономная область66,575
Магаданская область65,655
Чукотский автономный округ54,966
Амурская область48,925
Республика Саха (Якутия)44,569
Камчатский край40,178
Северо-Кавказский ФО58,328
Республика Дагестан100
Кабардино-Балкарская Республика68,414
Карачаево-Черкесская Республика60,328
Ставропольский край55,348
Чеченская Республика47,405
Республика Северная Осетия-Алания44,13
Республика Ингушетия32,676

Таким образом, официальные сайты ОСД в Приволжском ФО являются наиболее открытыми. Наименее информационно открытые ОСД располагаются в Северо-Кавказском ФО.

На следующих диаграммах отражена степень представленности информации, обязательной к размещению на официальном сайте ОСД в соответствии с различными правовыми актами (рис. 4-6).

Рис. 4. Степень представленности информации, обязательной к размещению на официальном сайте ОСД в соответствии с п. 6 ст. 14 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ"

Рис. 5. Представленность информации, которая может быть размещена на официальном сайте ОСД в соответствии с Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 20.04.2009 года № 71 "Об утверждении Регламента размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при ВС РФ в Интернет"

Рис. 6. Представленность информации, которая должна быть размещена в соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. N 561 "Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности РФ, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования".


ИТОГИ

Как показывают результаты, официальные сайты Управлений (отделов) СД при ВС РФ в СФ на 92% соответствуют требованиям, установленным ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ". С одной стороны, такой высокий показатель свидетельствует об ответственном отношении ОСД к вопросам открытости и выполнения требований, установленных федеральным законом. С другой стороны, перечень сведений, подлежащий размещению ОСД в Интернет в соответствии с п. 6 ст. 14 данного ФЗ, является достаточно узким и затрагивает в основном лишь общую информацию о ведомствах.

Проведенный анализ показал, что ОСД стали уделять больше внимания вопросам ведения и наполнения своих официальных сайтов. Работа по размещению информации носит регулярный и систематический характер, что позволяет пользователям сайтов оперативно получать актуальные сведения о тех или иных аспектах деятельности ОСД.

Тем не менее, несмотря на положительную в целом динамику содержательного развития официальных сайтов ОСД, необходимо отметить наличие ряда проблем с доступом к некоторым категориям сведений:

1. Одной из значимых функций ОСД является ведение судебной статистики, данные которой необходимы для осуществления судебно-правовой реформы, законотворческой деятельности, анализа и обобщения судебной практики, организационно-правового обеспечения деятельности судов, обеспечения открытости и прозрачности судебной деятельности для общества. Тем не менее, формы статистической отчетности опубликованы на сайтах всего 66 ОСД, при этом, как правило, большинство установленных форм отчетности отсутствует на сайтах.

Важным направлением деятельности ОСД является и осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью районных и гарнизонных военных судов. Ревизии проводятся по вопросам соблюдения порядка расходования бюджетных средств, работы с государственной собственностью, состояния учета и отчетности, соблюдения штатно-финансовой дисциплины, работы с размещением государственного заказа и др. С информацией о проведенных проверках можно ознакомиться на сайтах 42-х органов; большая часть опубликованной информации представляет собой сведения о фактах проведения проверки без указания выявленных нарушений в случаях их обнаружения.

Другой важной информацией о деятельности органа власти являются сведения о расходовании бюджетных средств. Соответствующие отчеты о расходах представлены на сайтах всего 38 органов Судебного департамента.

Актуальна в настоящее время и тема декларирования доходов федеральных государственных служащих и членов их семей, являющееся одним из средств противодействия коррупции. На большинстве официальных сайтов Управлений (отделов) Судебного департамента при ВС РФ в СФ представлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных служащих ОСД и членов их семей, однако на 5 официальных сайтах требуемая информация не размещена. В ряде случаев сведения опубликованы не по всем должностям.

2. ОСД не всегда соблюдают сроки размещения (обновления) информации на сайте, закрепленные в Приложении № 4 к Регламенту размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при ВС РФ в Интернет, утв. Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 20.04.2009 № 71. Например, не всегда поддерживается в актуальном состоянии информация об объявлении конкурсов, аукционов, запросов котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ОСД; о заключенных государственных контрактах, обзоры рассмотрения обращений граждан и др. Правовые акты на сайтах ОСД нередко размещаются в устаревшей редакции, а также без указания реквизитов.

3. При размещении информации на ряде официальных сайтов ОСД наблюдается нарушение логики публикации. Например, отчеты о деятельности размещаются в разделе "Пресс-служба" или сведения о полномочиях - в разделе "Историческая справка".

Данные примеры показывают, что доступ к большому объему социально значимых сведений пока остается ограничен. В настоящее время официальные сайты ОСД представляют собой в большей степени так называемые "виртуальные справочники", когда пользователь может получить общую информацию о ведомстве - сведения о руководстве, полномочиях, правовой основе, структуре, контактах. При этом информация о непосредственной деятельности органа власти по вопросам, входящим в его компетенцию, а также по административно-финансовым вопросам либо недоступна совсем, либо представлена отрывочно. Необходимо отметить, что такое развитие официальных сайтов - от сайта-справочника к информационному порталу и полноценному виртуальному представительству - характерно для большинства наших государственных органов. Постоянная и систематическая работа над улучшением своих официальных сайтов, повышением открытости своей деятельности со стороны СД при ВС РФ и его региональных управлений может позволить значительно ускорить темп развития их сайтов, приведя к созданию полных, информативных и доступных ресурсов.

С Методикой мониторинга официальных сайтов можно ознакомиться на сайте Фонда Свободы Информации: http://www.svobodainfo.org/ru/node/939.

С Регламентом взаимодействия представителей органов власти с экспертами в ЕХМО можно ознакомиться на сайте Фонда Свободы Информации: http://www.svobodainfo.org/ru/node/898.

http://www.svobodainfo.org/ru/node/1795



Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru