Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИТ и управление


Что видно в петербургское "одно окно"?

О. Андронова, editor@ci.ru


История вопроса

Идее использовать информационные технологии в управлении государственными службами в нашей стране почти 50 лет. В ноябре 1962 года с подачи президента Академии наук СССР М. В. Келдыша первый заместитель Председателя Совета Министров А. Н. Косыгин поставил задачу академику Виктору Михайловичу Глушкову: построить общегосударственную автоматизированную систему управления экономикой (ОГАС). Технической базой ОГАС должна была стать сеть вычислительных центров для обработки экономической информации, которая, в свою очередь, опиралась на опыт реализации программы Академии наук СССР по созданию системы академических ВЦ для научных расчетов, еще от 1955 г. До 1977 года проект ОГАС был засекречен.

Тогда же В. М. Глушков сотоварищи выдвинул идею создания безденежной системы расчетов для населения. Но многомудрый Мстислав Всеволодович с безденежным обращением порекомендовал не суетиться. По его мнению, это вызвало бы "ненужные эмоции, и вообще не следует это смешивать с планированием".

В мемуарах В. М. Глушков вспоминал: "Против всего проекта в целом начал резко возражать В. Н. Старовский, начальник ЦСУ. ...Мы настаивали на такой новой системе учета, чтобы из любой точки любые сведения можно было тут же получить. А он ссылался на то, что ЦСУ было организовано по инициативе Ленина, и оно справляется с поставленными им задачами; сумел получить от Косыгина заверения, что той информации, которую ЦСУ дает правительству, достаточно для управления, и поэтому ничего делать не надо... Так и было написано, что ЦСУ возражает против всего проекта в целом" (http://www.icfcst.kiev.ua/MUSEUM/GL_HALL2/lf5_9_r.html). Академик Глушков описал, как поступали возражения от "ученых-экономистов", затем при первой возможности эмигрировавших из СССР в США.

Как указывает В. М. Глушков, "я не скрывал от Косыгина, что она (программа создания ОГАС - Прим. ред.) сложнее космической и атомной программ, вместе взятых, и организационно гораздо труднее, так как затрагивает все и всех: и промышленность, и торговлю, планирующие органы, и сферу управления, и т. д.".

Успехов в реализации программы удалось добиться только в рамках ВПК под прямым патронатом Д. Ф. Устинова, который "дал команду, чтобы никого из экономистов не пускали на предприятия".

А на уровне страны возобладала точка зрения чиновников, сформулированная Михаилом Андреевичем Сусловым: "Товарищи, может быть, мы совершаем сейчас ошибку, не принимая проект в полной мере, но это настолько революционное преображение, что нам трудно сейчас его осуществить. Давайте пока попробуем вот так, а потом будет видно, как быть". В. М. Глушков на том же совещании предрек: "Михаил Андреевич, я могу вам только одно сказать: если мы сейчас этого не сделаем, то во второй половине 70-х годов советская экономика столкнется с такими трудностями, что все равно к этому вопросу придется вернуться".

Упование на "потом будет видно" закончилось распадом советской империи.

Из мемуаров В. М. Глушкова можно сделать один вывод, с тех пор неоднократно подтвержденный практикой и ставший аксиомой: информатизацию/автоматизацию должно курировать первое лицо предприятия/организации. Диагностика проблемы, данная в ответ на прямой вопрос А. Н. Косыгина: "Не соблюдается основной принцип руководителя, выдвинутый академиком Глушковым, - принцип первого лица!.. Надо обучить верхние эшелоны власти вычислительной технике, показать ее возможности, повернуть руководителей лицом к новой технике". По указанию А. Н. Косыгина обучение высшего руководства началось. Но после его отставки закончилось.

Конкуренты - США - начали свой аналогичный проект на два года позже. Одновременно начав очередную информационную войну. Публикации в подконтрольной прессе (Washington Post и Gardian + тиражирование по "голосам") били по двум аудиториям: руководству СССР и его активной части - чиновникам и интеллигенции. Плюс выступления тех самых местных экономистов, и финиш - "ОГАС погас!".

Есть еще один пример успешного применения ИКТ в размерах государства - Чили времен президентства Сальвадора Альенде, 1972 год. Подробно с историей можно ознакомиться в статье Андрея Самарского "Чили: расстрелянная кибернетика" (http://www.tiwy.com/pais/chile/articulos/cibernetica.phtml). Приведу из статьи один пример: именно АСУ страны помогла уменьшить ущерб от забастовок и терроризма, организованных и оплаченных ЦРУ США, для основной статьи дохода Чили - автотранспортных перевозок. Для страны, вытянувшейся узкой полоской длиной в 4300 км между океаном и горной грядой, автоперевозки - это и основной вид деятельности населения, и основа обеспечения жизнедеятельности его же. "Правительство Народного единства устояло только благодаря "Киберсину". С помощью этой системы управления удалось оптимизировать работу оставшихся грузовиков так, что забастовка не достигла цели. Второй раз, когда гремио повторили забастовку, транспортная система с помощью "Киберсина" справилась с ситуацией еще лучше... Создание всеохватывающих систем, подобных "Киберсину" и ОГАС, означало бы переход к следующему этапу развития не только в экономике, но и непосредственно в обществе... Характерно, что простой народ, который зачастую был неграмотным, сразу же почувствовал преимущества кибернетической системы и поддерживал нововведение".

Нынешний президент России много выступает на тему информатизации страны, и даже одно из заседаний Госсовета (в Петрозаводске в 2008 году) посвятил этой теме. Предыдущий президент РФ в течение ряда лет поддерживал выделение на ФЦП "Электронная Россия" по несколько миллиардов рублей в год. Правда, при этом с 2002 по 2006 гг. реальное финансирование ФЦП составляло не более 25 % от запланированного объема (ранее эти данные были размещены на портале ФЦП "Электронная Россия", www.e-rus.ru. Во время подготовки статьи портал был недоступен). Причины недофинансирования называли разные, подробнее см. в официальном издании "Российская газета", http://www.rg.ru/2007/12/07/programmi.html. На период с 2007 по 2010 гг. было запланировано финансирование ФЦП более чем на 13 млрд рублей. Кризис, конечно, внес свои коррективы.


Госуслуги, госфункции и автоматизация

Определения, приведенные далее, взяты из документа "Концепция реализации принципа "одного окна" в Санкт-Петербурге на основе интегрированной автоматизированной системы "Одно окно", подготовленного сотрудниками СПб ГУП "Информационно-аналитический центр (ИАЦ)".

Государственная услуга - деятельность исполнительных органов государственной власти (ИОГВ), а также подведомственных им и (или) других уполномоченных ими организаций, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документов) в связи с обращением заявителя в целях реализации его прав и законных интересов либо в целях исполнения обязанностей, возложенных на исполнительные органы государственной власти и (или) указанные организации в соответствии с законодательством РФ и СПб.

Государственная функция - деятельность ИОГВ, а также подведомственных им и (или) других уполномоченных ими организаций, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документов), не связанных с непосредственным обращением заявителя.

Принцип "одного окна" в СПб - это такой способ взаимодействия ИОГВ, подведомственных им и (или) других уполномоченных ими организаций между собой, с другими организациями и заявителями в процессе реализации госфункций и госуслуг, при котором привлечение заявителей к промежуточным процедурам сбора и представления различного рода документов и справок исключается или максимально возможно ограничивается.

В случаях, когда применение технологий ИАС "Одно окно" для предоставления каких-либо госуслуг затруднено или невозможно, предложено реорганизовать существующие процессы так, чтобы административные процедуры по сбору полного пакета документов за заявителей на бумажных носителях выполняли сами сотрудники служб "Одно окно".

Как видно из приведенных определений, в основе понятия "одно окно", через которое предоставляется гражданину государственная услуга, лежит простая и внятная суть. Это означает формирование/наличие в какой-то базе данных записи о том, что гражданину Иванову Ивану Ивановичу в соответствие проставлен некий атрибут - владение чем-то (жилплощадью, землей), выдача суммы денег за соблюдение какого-то условия (пособия на детей, на квартплату), оказание услуг (медицинских, образовательных, транспортных). И все промежуточные, с таким трудом и потерей времени граждан собираемые попутные справки для получения той, вожделенной бумаги, - всего лишь вводные данные для совершения в алгоритме условных (или безусловных) переходов.

Ознакомиться с результатами реализации ФЦП "Электронная Россия" в Москве можно по ряду публикаций в СМИ. Например, по статьям в "Газете" от 6 апреля 2009 года "Одно окно прорубили не до конца" (http://www.gzt.ru/wallet/2009/04/06/222500.html) или "Одно окно" ждет евроремонт" в "Известиях" за 8 апреля 2009 года (http://www.izvestia.ru/moscow/article3127194). А мы сосредоточимся на местных реалиях.


Одно окно и МФЦ в Питере

В наших условиях за одну из форм организации деятельности служб "Одно окно" принято создание многофункциональных центров (МФЦ) обслуживания физических и юридических лиц. Эти МФЦ будут образованы в составе Городского мониторингового центра (ГМЦ). ГМЦ - это основной элемент единой автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности нашего города. Рассказ о деятельности ГМЦ "АИС ОБЖ: телефон для связи 004" был опубликован в "КИ" № 15/2008 (http://www.ci.ru/inform15_08/p_03.htm).

По расчетам, в Петербурге придется создать 46 таких МФЦ, и это без учета служб в отраслевых ИОГВ. Один такой МФЦ должен обслуживать 70-100 тыс. человек, или 600-1000 человек в день.

Всего госуслуг на территории Петербурга по вертикали власти разработчики насчитали 246: из них от ИОГВ - 133, от районных властей - 111. Госфункций высшего уровня реализуется 29, далее по вертикали от ИОГВ - 545, от районных властей - 787. Итого, суммарно в интересах горожан выполняется 1033 госфункций и госуслуг. Стоит отметить, что исключение заявителей из цепочек административных процедур, выполняемых в составе госуслуг, позволит перевести отдельные простые (элементарные) госуслуги в разряд госфункций.

Ознакомиться с перечнем госуслуг для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Питере можно на портале www.gu.spb.ru. Пока там приведена информация о 70 услугах, причем не ко всем госуслугам приведено подробное описание.

Причин, почему услуги все-таки будут оказываться с ограничением, а не исключением заявителей в сборе полного пакета документов несколько, и одна из них: "когда госуслуги предоставляют федеральные структуры и (или) другие организации, которые ...в условиях существующего правового поля РФ не имеют законных оснований принимать участие в реализации принципа "одного окна" на территории СПб".

В Петербурге в 2008 году прошел организационно-подготовительный этап, а в 5 районах города - и пилотный проект по автоматизации оказания 5 услуг в 5 районах города по тематике Комитета по социальной политике (назначение пособий).

6 мая по итогам совещания под председательством вице-губернатора Санкт-Петербурга А. И. Вахмистрова принято решение об обеспечении МФЦ Красногвардейского, Центрального и Приморского районов компьютерной техникой и средствами связи, а также о завершении дооборудования и подключения к единой мультисервисной телекоммуникационной сети (ЕМТС) МФЦ в Кронштадтском районе.

12 мая на заседании правительства СПб утвержден проект постановления "О мерах по обеспечению предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге". Председатель Комитета по работе с ИОГВ и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации губернатора СПб Г. В. Мещеряков доложил о целях создания и развития МФЦ, работающих по принципу "одного окна". По планам теперь для МФЦ будет создаваться АИС МФЦ, обеспечивающая поддержку деятельности сотрудников МФЦ по сбору документов за заявителей, как в ручном (бумажном) виде - через курьеров, так и в автоматизированном режиме на основе ИКТ.

Решено до конца 2009 года открыть 5 МФЦ в Василеостровском, Красногвардейском, Кронштадтском, Приморском и Центральном районах. Затем, в 2010 году, МФЦ должны быть организованы в других районах города. Пока запланировано, что МФЦ будут оказывать 29 услуг из 200 необходимых.

15 мая 2009 г. в ходе рабочего совещания на территории СПб ИАЦ сотрудники социальных служб ознакомились с порядком работы информационной системы ИАС "Одно окно", созданной в рамках пилотного проекта в 5 районах города и обеспечивающей предоставление госуслуги через Интернет. ИАС "Одно окно" работает в автоматическом режиме, самостоятельно рассылая запросы в ИОГВ и получая на них ответы, которые затем пакетом выгружаются в ведомственную ИС ИОГВ, ответственного за принятие решения по данной услуге. В рамках этого пилотного проекта реализовано 8 услуг, относящихся к детям, которые и будут оформляться через ИАС "Одно окно" с приемом заявлений через Интернет, без МФЦ. Запуск в промышленную эксплуатацию произойдет, как только будет готова соответствующая нормативная база.

Сотрудникам ОСЗН была продемонстрирована подача заявления на оказание одной из услуг через портал электронных услуг нашего города www.oo.spb.ru, взаимодействие в процессе подтверждения права на оказание госуслуги и действия работника социальной службы за компьютером при оформлении госуслуги. Учитывая, что на создание данной ИАС было отпущено два месяца, понятно наличие некоторых нестыковок, требующих исправлений и доработок.

По словам представителей СПб ИАЦ, в автоматизированном режиме за время пилотного прогона данными услугами могли воспользоваться 30 % от общего числа заявительниц. То есть, для как минимум трети горожан общение с органами госвласти по данной тематике облегчится. Немаловажно и то, что ускорится и упростится работа самих госслужащих, ведь они на получение сведений при подготовке ответов на запросы граждан тоже тратят труд и время.

Указанная выше цифра в 30 % относилась к тем родителям, которые подпадают под ряд ограничений при выдаче упомянутых пособий. Согласно социологическим опросам 2008 года, через Интернет готовы получать эти услуги более 98 % заявителей. Поэтому одной из наиболее важных задач на 2009 год (кроме разработки новых услуг через Интернет) стоит организация электронного взаимодействия с другими ИОГВ и организациями для снятия ограничений для заявителей при получении детских пособий через Интернет.

Пилотный проект обращен к наиболее молодой части населения города. Предлагать взаимодействие через портал пенсионерам будет, судя по мировому опыту, малорентабельно, во всяком случае, пока. Хотя, разумеется, для части немолодых людей помощниками в общении с ИС по Интернет станут их молодые родственники. Несомненно повышение удобства для людей, выполняющих госуслугу, а также дисциплинирующее воздействие ИАС.


Дополнительные преимущества

Во время презентации проекта 15 мая Маргарита Михайловна Маслова, начальник отдела интеграции информационных систем СПб ИАЦ, рассказала об еще одной услуге, доступной горожанам. Дело в том, что общаться через портал www.oo.spb.ru можно не только традиционно вводя логин и пароль, но и с помощью карты доступа. Карту можно получить в Сертификационном центре СПб ИАЦ, подав о том заявку.

Выгод от применения карт доступа несколько: во-первых, это серьезное повышение защищенности персональных данных, во-вторых, удобство в хранении пароля, в-третьих, по этой карте доступа в дальнейшем горожанам будет предложен набор других услуг. И последнее (по месту, но не по значению): по этой карте можно уже сейчас проверить, какие твои персональные данные хранятся в государственных автоматизированных информационных системах. Кстати, для считки данных с карты доступа подойдет практически любой карт-ридер, дешевый и доступный в компьютерном магазине.

Многие наслышаны о том, что в США существуют так называемые "Указ о свободе информации" (Freedom of Information Act) и "Указ о личной информации" (Privacy Act). Эти акты позволяют гражданину сделать запрос в любое правительственное учреждение, в том числе в ЦРУ, и потребовать досье на себя. Не знаю, как насчет ФСБ РФ, но мне обещали, что сведения о себе, хранящиеся в двух городских базах данных, горожанин получить может. Это:

1) АИС ГРН (паспортные данные);
2) АИС ЭСРН (сведения о льготах и начисленных пособиях, пенсиях и пр.).

На очереди (в планах) другие:

3) АИС ЗАГС (сведения об актах гражданского состояния);
4) ВЦКП ЖХ (сведения о субсидиях и компенсациях на оплату жилищно-коммунальных услуг).

Попробуем?



Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru