Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИТ и управление


"Одно окно" и/или МФЦ: итоги 2008 года

О. Андронова, editor@ci.ru


В предыдущем номере была опубликована статья "Что видно в петербургское "одно окно"?". Для того чтобы увидеть, как наше местное "одно окно" смотрится на фоне всего российского дома предлагаем нашим читателям краткий обзор материалов конференции "Подведение итогов реализации мероприятий административной реформы в 2008 году. Основные направления работы в 2009 году", прошедшей 19 марта этого года в Москве. Конференция проводится ежегодно. Ее материалы выложены на сайте Минэкономразвития (http://ar.economy.gov.ru/ru/regions/federal/news/index.php?from21=2&id4=856).

Статс-секретарь - замминистра экономического развития РФ А. В. Попова сообщила, что за 2006-2008 гг. разработано более 550 регламентов, из них утверждено более 350. Эти регламенты охватывают более двух третей наиболее массовых, общественно значимых государственных функций и услуг. За 2009 год должны быть утверждены оставшиеся 200 регламентов, находящихся "в хорошей степени проработки и согласования". В субъектах Федерации уже принято около 3500 административных регламентов, но распределены они по стране неоднородно. Есть такие регионы, в которых эта работа только начата.

По одному МФЦ организовано в Астраханской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Курской, Липецкой, Ростовской, Саратовской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Челябинской областях и Ставропольском крае. По два МФЦ работает в Омской области и Ямало-Ненецком автономном округе. Итого за 2008 год запущено 19 МФЦ в 19 субъектах РФ.

На портале "Административная реформа" Минэкономразвития обещано, что к концу 2010 года будет создан полный реестр государственных услуг. К каждой услуге будет приложен детальный административный регламент, где четко, до мелочей, прописаны все процедуры, определяются ответственные, устанавливаются жесткие сроки рассмотрения дел. Все регламенты - типовые. Это большие документы, в среднем по 100-150 страниц текста на одну услугу. Они написаны понятным языком, не допускающим разночтений.

Тексты всех утвержденных административных регламентов можно посмотреть на портале http://ar.economy.gov.ru/ru/about/admdocuments/?title4=&pt_id_4=2.

С информацией о деятельности уже введенных в эксплуатацию МФЦ можно ознакомиться в разделе этого же портала http://ar.economy.gov.ru/ru/about/multi-functional-centers/.

Всероссийский мониторинг внедрения административных регламентов в более чем 60 субъектах Федерации в 2008 году проводила ГУ "Высшая школа экономики". Отчет о качестве государственных услуг представил ее ректор Я. И. Кузьминов, он же - руководитель рабочей группы по подготовке административных регламентов при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Он сообщил, что разработанные регламенты охватывают около трети функций (полномочий) федеральных и региональных органов власти, что говорит об огромном объеме оставшейся работы и несколько портит впечатление от сообщения А. В. Поповой (см. выше - 550-350-3500 регламентов).

Но надо учитывать сложность составления любого описания техпроцесса на госслужбе. Из опыта прошлого тысячелетия вспоминаю рассказ автоматизатора (в чине подполковника), который должен был записать со слов большого начальника перечень выполняемых им функций. Начальник его вопрос: "Что вы на этом месте делаете?" молча слушал и несколько минут багровел. Затем навис над столом, опираясь на большие пальцы рук, и произнес примерно следующее: "Я не затем три десятка лет по дальним гарнизонам мотался, чтобы теперь в этом кресле что-то делать!".

Итак, согласно г-ну Кузьминову, различаются три уровня регламентов. Первый уровень - это фактически просто описание и систематизация тех административных процедур, которые уже сложились в ведомствах. По мнению г-на Кузьминова, "даже сам факт их описания и издания приказа руководителя ведомства имеет очень большое значение, ибо вновь принятые на работу чиновники могут более эффективно встраиваться в существующую систему и их этап научения сокращается в 3-4 раза. А самое главное в том, что клиенты государства (предприниматели, граждане, обращающиеся в органы исполнительной власти региона или федеральные органы) действуют не вслепую, они уже знают, что должны сделать чиновники для решения их вопроса". Важно, что в регламенте определены четкие сроки решения, зафиксированы процедуры и обязанности государевых людей.

Второй уровень ориентирован на первичные стандарты и межведомственное взаимодействие. Необходимо создать межведомственные регламенты комплексного исполнения госуслуг вместо узковедомственных регламентов.

Для определения эффективности деятельности государственного организма имеется столько критериев, сколько прописано функций. Что, по мнению докладчика, препятствует быстрому внедрению электронных административных регламентов. "Тем не менее, я надеюсь, что в ближайшие 5-7 лет мы сможем наиболее массовые процессы, осуществляемые государством, - процессы деятельности таможенной службы, процессы, связанные с регистрацией, с налогообложением - оптимизировать в виде электронных регламентов".

Мониторинг административных регламентов показал, что они понятны и гражданам и служащим, поскольку:

"Это очень хороший результат, один из лучших результатов в оценке эффективности деятельности государства, который получен за долгие годы наблюдения за отношением населения к государственному организму России", - сказал Я. И. Кузьминов.

Однако на этом хорошие оценки и закончились.

По данным мониторинга, параметры стандарта о надлежащем информировании и консультировании (стенды, Интернет-сайт, ответы по телефону), комфортности помещения, доступа к Интернет и копировальной технике, наличия стоянки для автомобилей и прочее, соблюдаются федеральными и территориальными органами власти лишь на 40-50 %. Контрольная закупка в 18 % случаев показала крайне негативный опыт получения госуслуги. Качество разработки регламентов также хромает - лишь половина регламентов содержит корректное описание видов, размеров и способов взимания платежей или надлежащее описание бесплатности. Менее половины регламентов содержат надлежащее описание процедур внутриведомственного контроля. Только в 56 % регламентов содержится описание использования информационных систем и лишь в 35 % случаев его можно считать удовлетворительным.

Административные регламенты в нынешнем виде преимущественно систематизировали нормативно-правовое регулирование без оптимизации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

Готовность органов власти к электронному взаимодействию Я. И. Кузьминов оценил крайне невысоко. Так, реализация стадии информирования, т. е. предоставления органом госвласти на своем официальном сайте исчерпывающей информации о госфункции, госуслуге, административной процедуре, оценена в 15 %.

Стадия персональной доступности, т. е. обеспечение удобства пользователя при подготовке к обращению в орган госвласти (что позволяет ему самостоятельно подготовить все необходимые документы для обращения) - в 8 %. Стадия частичной интерактивности, а именно обеспечение возможности первичного обращения в орган госвласти с использованием Интернет при необходимости последующего личного обращения, возможность интерактивного участия при исполнении госфункции (предоставлении госуслуги) - всего в 2 %. А стадия интерактивности, т. е. обеспечение исполнения госфункции (предоставления госуслуги) без очного участия заинтересованного лица - и вовсе 0 %.

А реализовать три стадии электронного взаимодействия смогли лишь 6 госорганов на федеральном и 2 на региональном уровне.

В 2008 году этот мониторинг проводился впервые. В ходе мониторинга были также опрошены 20 тыс. респондентов на всей территории России, по результатам чего составлена "карта качества" госуслуг почти по всем российским регионам РФ. Эту карту г-н Кузьминов обещал вывесить на порталах Высшей школы экономики и Минэкономразвития России. По состоянию на середину июня 2009 года обнаружить ее в разделе "Мониторинги" сайта ГУ ВШЭ не удалось.

Деятельность МФЦ, созданных в 2007-2008 гг., была оценена в ходе мониторинга по заказу Минэкономразвития, выполненного фирмой "Развитие бизнес-систем" (РБС). Его результаты представил М. Ю. Иванков.

Всего за 2007-2008 г. было открыто 22 пилотных МФЦ в 16 регионах (причем на момент проведения мониторинга из них действовало 18 МФЦ). По регионам они распределились так: ЦФО - 5, СибФО - 5, УрФО - 3, ЮФО - 3, ПриволжФО - 1, СЗФО - 1. Причем 40 % МФЦ, включенных в мониторинг, не соответствуют требованиям ФЗ № 281 от 25.12.2008 г.

Результаты мониторинга МФЦ в России по состоянию на октябрь 2008 г. сведены в табл. 1.

На конференции был также представлен опыт нескольких регионов. Добавим данные из этих докладов для оживления цифр из таблиц.




Итак, в Астраханском МФЦ работает 17 человек. В операционном зале открыта 31 кабина для предоставления услуг. Они оснащены всей необходимой оргтехникой. В МФЦ предоставляется более 70 государственных и муниципальных услуг. На первом этаже размещены: устройства для копирования документов (на платной основе), таксофоны городской и внутренней связи, филиал Сбербанка, аптечный пункт, кафе и гардероб. Рядом со зданием МФЦ обустроена парковочная площадка. Информационно-технологическая инфраструктура АУ АО МФЦ состоит из системы управления потоками посетителей ("электронная очередь"), call-центра, 83 рабочих станций и 3 серверов, объединенных локальной сетью, автоматических терминалов по приему платежей, телефонов, систем видеонаблюдения и пожаротушения.

По состоянию на 1 января 2009 года МФЦ заключил договоры на предоставление удаленных рабочих мест со следующими организациями:

Всего с августа по декабрь 2008 г. на базе АУ АО "МФЦ" были оказаны 4647 услуги, в том числе коммерческих - 729, федеральных - 10, муниципальных - 3458, государственных - 450.

Показатели эффективности МФЦ следующие:

В Новочеркасске Ростовской области МФЦ был открыт в январе 2008 г. Он предоставляет 59 услуг силами 12 операционистов и 4 консультантов. В день обслуживается до 220 человек. Общая площадь МФЦ - 300 м2 (в табл. 1 М. Ю. Иванкова указано 110).

В г. Шахты с ноября 2007 года работает МФЦ по предоставлению 198 государственных и муниципальных услуг в имущественно-земельной сфере. МФЦ был открыт как структурное подразделение администрации города, в 2008 г. реорганизован в МАУ (муниципальное автономное учреждение). В МФЦ общей площадью в 243,9 м2 работает 25 окон, из них 4 окна для консультации и 21 окно операционистов. В среднем МФЦ обслуживает 350-450 человек в день.

В Калужской области в МФЦ есть 9 универсальных окон по приему/выдаче документов. Динамика роста обращений в МФЦ за получением государственных и муниципальных услуг (за период с июня по декабрь 2008 года) составляет со 125 до 4581, а всего за это время было оказано 11126 услуг.

Докладчик попытался оценить экономическую эффективность предоставления услуг на базе МФЦ в 2008 году (за период с июля по декабрь), исходя из следующих условий расчета:

Расчет показал, что отношение ВР на 1 чел. в день составляет 1095 руб. (из расчета 250 рабочих дней в год). Общее время, затраченное на получение услуги в ОИВ, равно 22202 час. (или 2775 дней). Общее время, затраченное на получение услуги в МФЦ, равно 2775,25 час. (или 346,9 дней). Таким образом, экономию в днях докладчик полагает равной 2428,1 дней, а экономический эффект = эконом. днях * ВР/1 чел. в день = 2 млн 658 тыс. 769,5 руб. или 2,659 млн руб.

В г. Обь Новосибирской области МФЦ располагает, согласно данным докладчика, площадью операционного зала в 155 м2 (а не 460, как указано в табл. 1) и 15 окнами приема при 11 сотрудниках филиала МФЦ и 56 сотрудниках органов власти. Среднее количество обращений в день равно 255, а услуг оказывается 74 (в т. ч. федеральных - 6, областных - 63 и муниципальных - 5).

Около МФЦ организованы остановка общественного транспорта и парковка на 20 автомобилей. Тут же рядом располагается отделение банка "Левобережный". Смонтирован пандус для людей с ограниченными возможностями. В зале установлены информационный киоск, терминал электронной очереди и 2 информационных табло. С момента открытия МФЦ в июле 2008 г. услугами воспользовались 11700 граждан. Организовано предоставление новых высокотехнологичных услуг (выдача социальной карты и паспорта нового образца). По мнению докладчика, экономия времени заявителя составляет до 5 дней (!).

В МФЦ Тамбовской области открыто 72 окна, в которых предоставляется 129 услуг от 24 организаций-участников. Время на обслуживание одного клиента составляет 15-30 мин. Ежедневно обслуживают до 1100 человек (потенциально - 1500).

В схеме предоставления услуг предусмотрены удаленные места специалистов органов власти и организаций. Напомним, что численность населения области составляет 1 млн 111,6 тыс., а населения г. Тамбова - 280,8 тыс.

Все 72 операторские кабины оснащены компьютером, принтером, кнопкой вызова очередного клиента и телефонной связью. Перечень услуг вырос с 54 в 2007 до 107 в 2008 г. Количество организаций, предоставляющих услуги через МФЦ, в 2008 г. составило 16. С ними заключено 41 соглашение. Всего в феврале 2009 года оказано 22062 услуги, а суммарно за 5 месяцев работы МФЦ - 98112. Среднее число обращений в день в феврале 2009 г. превысило 900.

В МФЦ Ульяновской области через 66 окон для заявителей предоставляется 24 государственных и муниципальных услуги. Дополнительно населению оказывается более 30 услуг, в т. ч. выдача справок и форм, листов прибытия и убытия, оформление копий ордеров по договорам социального найма, копии документов на жилье, ксерокопирование, банковские услуги, прием платежей, ПВС, БТИ и т. д. Общее количество сотрудников МФЦ - 29. Среднее количество обращений граждан и организаций в МФЦ в течение месяца выросло до 2-2,5 тыс.

В настоящее время населению предоставляют услуги следующие ИОГВ:

24 муниципальных района и 142 городских и сельских поселения Ульяновской области обеспечены устойчивым доступом к сети правительства области и Интернет, а также к корпоративной системе электронного документооборота.

Интересны попытки произвести расчет экономической эффективности от работы МФЦ на местах, но следует, пожалуй, отметить, что в докладе представителя ФАС на первом же слайде содержалось напоминание: "Государственные услуги по своей юридической природе являются публично-правовыми отношениями - они исключают принцип диспозитивности, который предоставляет сторонам право договариваться! Использование принципа "цена определяется по договору" применительно к исполнению государственных услуг - прямой коррупциогенный фактор!".

В конференции участвовали и специалисты из зарубежных стран. В следующей части статьи мы расскажем об их опыте на примере Бразилии и Греции.



Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru