Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


Электронное правительство


Электронные услуги от государства, как они есть

О. Андронова, editor@ci.ru


Подсчитать, сколько наших бюджетных денег ушло на автоматизацию чиновничьей деятельности, невозможно за отсутствием полных и достоверных сведений о том.
Процитируем статью в "КИ" двухлетней давности: "Итоги программы "Электронная Россия 2002-2010", http://www.ci.ru/inform17-18_11/gd.htm. "Год тому назад премьер-министр Путин обещал, что с 1 июля 2011 г. чиновники при исполнении их должностных обязанностей по оказанию населению государственных и муниципальных услуг прекратят порочную практику требования от заявителей документов, которые уже есть в распоряжении ведомств и учреждений. Поскольку согласно программе "Электронная Россия 2002-2010" за 100 млрд рублей было создано множество баз данных и проложены линии связи между ними именно для того, чтобы избавить граждан от многочасовой беготни по чиновничьим прилавкам.
26.09.2011 г. премьер-министр РФ В.В. Путин в очередной раз сдвинул сроки исполнения своих собственных многочисленных указаний, распоряжений, постановлений и приказов и потребовал с 01.07.2012 года отладить с "нужным объемом и качеством" систему оказания госуслуг населению на основе электронного межведомственного взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти".
Теперь можно зафиксировать, что если за два года что и изменилось во всей бодяге, то статус Путина.

Состояние электронных госуслуг

30 октября 2013 года министр Минкомсвязи РФ г-н Никифоров провел совещание в Доме Правительства по вопросам использования информационных технологий при предоставлении госуслуг населению и заявил: "Нам предстоит решить вопрос о введении нормы ответственности за неподключение к системе о государственных и муниципальных платежах". 30% кредитных организаций передают информацию о фактах оплаты на постоянной основе, а вот из администраторов доходов - только 11% передают информацию о начислениях через систему о государственных и муниципальных платежах.
Напомним, что Минкомсвязи отчиталось о подключении к системе электронного документооборота трех ведомств: Казначейства, Пенсионного фонда РФ и налоговых органов, - устами замминистра И.И. Массуха еще в 2010 году. А воз, как выясняется, и ныне там, причем на 89% задок этого воза за все бюджетные траты еще не реализовался на пороге электронного правительства.
Участники заседания обменялись мнениями о Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разработанной Минкомсвязью России совместно с Минэкономразвития РФ. А ведь СМЭВ должна уже работать с 01.07.2012 г., а не находиться на стадии очередного обсуждения.
Министр Николай Никифоров напомнил субъектам о необходимости предоставления информации по населенным пунктам с населением от 500 до 10 тысяч жителей, не обеспеченных современными услугами связи, для проведения предпроектного обследования. Но вот что интересно: а как же в этих населенных пунктах осуществлялся видеоконтроль на выборах президента в марте 2012? Если там "услугами связи" не оборудовано?
И совсем смешно прозвучало обсуждение "электронной записи в детские сады". "Сегодня в 40 регионах введена электронная очередь, в 37 - данный инструмент работает в отдельных муниципалитетах, как правило, в региональных столицах и крупных городах, в шести субъектах воспользоваться электронной очередью в детский сад невозможно. Итог: меньше половины субъектов Федерации исполнило не самую сложную директиву. Теперь Минобрнауки и Минкомсвязь разработали очередной совместный план действий с перечислением задач, "которые необходимо реализовать на региональном и муниципальном уровне".

Очередные задачи СМЭВ

Решать их будут теперь в паре.
После того, как в противоречии с законом РФ уже более года СМЭВ между федеральными органами исполнительной власти работает не как должно, чиновники Минкомсвязи 10 октября 2013 года определили разработчика перехода на обмен электронными документами между госорганами - ФГУП НИИ "Восход". Собственно говоря, "электронное взаимодействие" и есть обмен документами в электронной форме. Ну не деньги же в натуре по оптоволокну передавать требовалось?
А на развитие ключевых систем инфраструктуры электронного правительства до конца 2013 года 4 контракта Минсвязи РФ подписало опять с ОАО "Ростелеком".
Заказаны:

При регистрации на портале сейчас подтверждение личности осуществляется с помощью кода активации, который можно получить по паспорту через "Почту России", в центрах обслуживания "Ростелекома", с помощью электронной цифровой подписи или с помощью универсальной электронной карты.
ОАО "Ростелеком" с 2009 года был единственным исполнителем работ по созданию инфраструктуры электронного правительства. У его версии единого портала государственных услуг gosuslugi.ru за 4 года образовалось всего 21 млн пользователей и 5 млн личных кабинетов. Немного.
Заодно назначен и новый срок для СМЭВ: в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2012 года № 890 все должно закончиться к 31 декабря 2017 года. Какой термин будет следующим? И за сколько?

Электронные госуслуги: окончательный вердикт?

Вспомним исходную, 10-летней давности, формулировку: "Исключение заявителей из цепочек административных процедур, выполняемых в составе госуслуг, позволит перевести отдельные простые (элементарные) госуслуги в разряд госфункций".
Согласно программе "Электронная Россия 2002-2010" за 100 млрд рублей должны были под электронные услуги создать множество баз данных и связать их скоростными каналами. Именно для того, чтобы избавить граждан от многочасовой беготни по чиновничьим прилавкам.
По мере траты бюджетных денег на перевод в электронный вид понимание содержания госуслуги запутывалось. Перечень госуслуг составлялся года так с 2003-го, и в полном виде перечень федеральных госуслуг Минэкономразвития обещал выдать к 2010 г. Цифры назывались разные, от сотен до тысяч. Анализ на местах выявил неразбериху. В Санкт-Петербурге в 2008 году были выявлены 150 избыточных, дублирующих и фактически неисполняемых исполнительными органами государственной власти полномочий, http://www.ci.ru/inform20_08/p_26.htm.
Уже тогда в выступлении европейских специалистов называлось количество госуслуг - 20 (там же, см. перечень).
Ныне на портале госуслуг висят перечни по министерствам и ведомствам: http://www.gosuslugi.ru/pgu/cat/state_structure.html.
Новый министр Никифоров на 12 году реализации федеральной программы объявил свой список госуслуг, которые "станут по-настоящему электронными в первую очередь".
Минкомсвязи по-прежнему постулирует приоритет удаленного общения граждан с чиновниками в виде автоматизированных, заранее прописанных действий. Т.е. на усмотрение конкретного чиновника принятие решения должно оставаться только в исключительных случаях. От избыточных сервисов министерство намерено отказаться.
Выставлен список госуслуг:

Наименование федеральной государственной услуги Уполномоченный орган Заявитель
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с нимРосреестрГражданин/ Юр. лицо
2. Прием и регистрация заявлений граждан об установлении им пенсий с соответствии с федеральными законами "О Трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" Пенсионный фонд РФГражданин
3. Государственный кадастровый учет недвижимого имуществаРосреестрГражданин/ Юр. лицо
4. Гос. регистрация юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйствФНС РФГражданин/ Юр. лицо
5. Предоставление сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиковФНС РФГражданин/ Юр. лицо
6. Гос. услуга по приему налоговых деклараций на доходы физических лицФНС РФГражданин
7. Гос. услуга по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительстваФМС РФГражданин
8. Выдача на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключенийРоспотребнадзорЮр. лицо
9. Регистрация автомототранспортных средств и прицепов к нимМВД РФГражданин/ Юр. лицо
10. Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического или юридического лица, включая сведения о наличии исполнительного производства, сведения о наложенных ограничениях (запретах) в отношении физического или юридического лица, а также сведения о ходе исполнительного производства, в том числе сведения о наличии неурегулированных претензий к заявителю со стороны ФССП РоссииФССП РФГражданин /Юр. лицо
11. Оформление и выдача паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФФМС РФГражданин
12. Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капиталаПенсионный фонд РФГражданин
13. Выдача, замена паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФФМС РФГражданин
14. Прием квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами, выдача водительских удостоверений и временных разрешенийМВД РФГражданин


Если чиновникам покажется, что полная автоматизация процесса оказания услуги невозможна, т.е. решение остается за чиновником, то должны быть сформулированы критерии принятия решений госслужащими, а также определены "допустимые способы и стоимость осуществления каждой из процедур с учетом применяемых каналов взаимодействия".
В отношении административных процедур (составных частей услуг), которые не затрагивают права и обязанности заявителей и не изменяют их правовой статус (взаимодействие с заявителем, принятие формализованных процедурных решений), должна быть проанализирована возможность передачи их исполнения внешним организациям. Надо понимать, что за зарплату чиновники работать не будут, а нам придется за госуслуги платить второй раз - еще и коммерческим фирмам?
Для прочих процедур будет оцениваться целесообразность перевода их исполнения в центральный аппарат уполномоченного органа. Это в свою очередь приведет к централизации поддерживающих информационных систем.
Приоритетные госуслуги, оказываемые региональными и муниципальными властями, а также бюджетными организациями:

Наименование услуги РОИВ, ОМСУ или бюджетной организации Уполномоченный орган Заявитель
1. Выдача разрешения на строительствоРОИВ в сфере строительстваГражданин/ Юр. лицо
2. Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещениеРОИВ в сфере земельно-имущественных отношенийГражданин/ Юр. лицо
3. Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещенияРОИВ в сфере земельно-имущественных отношенийГражданин/ Юр. лицо
4. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещенияхРОИВ в сфере земельно-имущественных отношенийГражданин
5. Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услугРОИВ в сфере социальной защиты населенияГражданин
6. Назначение и выплата пособия на оплату проезда на общественном транспортеРОИВ в сфере социальной защиты населенияГражданин
7. Выдача охотничьих билетов федерального образцаРОИВ в сфере природопользованияГражданин
8. Предоставление социальных пособий малоимущимРОИВ в сфере социальной защиты населенияГражданин
9. Назначение и выплата пособия по уходу за ребенкомРОИВ в сфере социальной защиты населенияГражданин
10. Выдача разрешений на установку рекламных конструкцийРОИВ в сфере земельно- имущественных отношенийЮр. лицо
11. Запись ребенка в общеобразовательное учреждениеРОИВ в сфере образованияГражданин/Юр. лицо
12. Запись ребенка в дошкольное образовательное учреждениеРОИВ в сфере образованияГражданин/Юр. лицо
13. Запись на прием к врачуМедицинское учреждениеГражданин/Юр. лицо
14. Предоставление информации о результатах государственной (итоговой) аттестации обучающихсяРОИВ в сфере образованияГражданин
15. Гос. регистрации заключения бракаУправление ЗАГСГражданин
16. Гос. регистрация расторжения бракаУправление ЗАГСГражданин
17. Гос. регистрация рожденияУправление ЗАГСГражданин
18. Государственная регистрация усыновления (удочерения)Управление ЗАГСГражданин
19. Гос. регистрация смертиУправление ЗАГСГражданин
20. Гос. регистрация перемены имениУправление ЗАГСГражданин

Опять 112

Одна из наиболее ожидаемых, действительно востребованных и не реализованных информационных систем является единый телефон для экстренной связи со скорой медпомощью, правоохранительными органами, МЧС, газовыми службами и службой "Антитеррор". Оперативные службы по единому номеру "112" должны были работать на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Создавалась служба 112 аж с августа 2008 года. Решение принимал премьер-министр Путин. Для управления системой "112" была даже создана компания SOS Alarm, которая должна была нести полную ответственность за прием и координацию вызовов, входящих на номер "112".
Гарантировали чиновники, что время ожидания ответа на экстренные вызовы не превысит 8 секунд.
Через 4 года освоения бюджета 19 мая 2011 г. на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи вице-премьер РФ Сергей Борисович Иванов признал, что создание службы 112 "фактически сорвано".
Система должна была использовать номер "112", поскольку именно этот номер используется в странах Евросоюза, а РФ еще в 1998 г. подписала с входящими в него странами телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного вызова стал номер "112". В странах Европы эта система давно и успешно работает.
К 2009 г. систему планировалось реализовать на территории 20 регионов России, а к 2010 г. - уже в 44 субъектах Федерации.
Теперь опять выделены бюджетные деньги. И 30 октября 2013 года Министерство связи и массовых коммуникаций РФ подвело итоги конкурса на право заключения госконтракта по разработке системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы "112" для десяти регионов России - Астраханской, Калининградской, Калужской, Московской, Новосибирской, Орловской и Тульской областях, а также в республиках Коми, Татарстан и Санкт-Петербурге.
Однако в Санкт-Петербурге служба была создана и функционировала уже в 2008 году по телефону "004". "КИ" писало о ней "АИС ОБЖ: телефон для связи 004", № 15, стр. 3-29 (http://www.ci.ru/inform15_08/p_03.htm). Затем система была разрушена. Так что наша статья - воспоминания о будущем. А деньги выделят и потратят опять.
Об успешной работе службы "112" отчитались Татарстан и Курскоая область.
Исполнение отдадут тому же ОАО "Ростелеком". Срок окончания работ запланирован на 12 декабря 2013 года. А до конца 2017 года система "112" должна быть (в очередной раз) заработать во всех регионах РФ.
Напомним также, что поправки, которые внесла Минкомсвязь России в проект изменений в статью 52 Федерального закона "О связи", обяжут операторов связи передавать в службу экстренных вызовов "112" сведения о местонахождении абонента, который сообщил о происшествии. Это существенно сэкономит время диспетчера.

Денежные проблемы в Ростелекоме

Что сумеет теперь реализовать ОАО "Ростелеком"? Только что новый президент "Ростелеком" Сергей Калугин объявил, что долг в объеме 250 млрд руб. образовался в результате неэффективного менеджмента. "Мы проанализировали, - ни один инвестиционный проект "Ростелекома" не был сдан в установленный срок и за установленный бюджет, самый яркий пример такого проекта - организация сотовой связи в Москве. Задержка в запуске уже 2 года", - слова Калугина.
Новый президент просит на исправление ошибок 2 года.
Два ведомства в Арбитраже сейчас судятся за "золотой парашют" бывшего президента Провоторова размахом в 200 млн 880 тыс. руб., а также премии по итогам работы за IV квартал и весь 2012 г. в размере 2 млн 529 тыс. 600 руб. и 29 млн 760 тыс. руб. соответственно.
Долг в $7,81 млрд утопил бы любую контору. Однако основным акционером "Ростелекома" является государство, которое через госкомпанию "Связьинвест", Росимущество и Внешэкономбанк контролирует 53,25% обыкновенных акций оператора. "Связьинвесту" принадлежит 41,84% уставного капитала и 45,3% обыкновенных акций компании, Росимуществу соответственно 6,86 и 7,43%. Внешэкономбанку принадлежит 2,26% уставного капитала и 2,45% голосующих акций.
10,7% акций оператора принадлежит Константину Малофеева через фирму Universal Telecom Investments Strategies Fund SPC.
И государство в очередной раз из государственного бюджета вольет наших денег в "Ростелеком" через Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Вторым кредитором станет Deutsche Bank в "Ростелеком". Общая сумма - 7,674 млрд руб. или $255,8 млн. В обмен им передадут 72187366 обыкновенных акций (примерно 2,7%) его дочерней компании "Мобител".
До полного покрытия долга "Ростелекому" не хватает всего-то 242 млрд 326 млн руб.
Структура сделки также подразумевает подписание опционных соглашений, согласно которым "Ростелеком" получит право на часть прибыли от прироста стоимости акций в случае увеличения цены, а инвесторы - защиту инвестиций в случае ее падения.
РФПИ уповает на "рост российской экономики". Блажен, кто верует, - тепло ему на свете. А нам не задует ли от сей щедрости холодный ветер потерь бюджета РФ?

Госпоиск Ростелекома

Даже с поисковой системой для Интернет у "Ростелеком" проволочки. Госпоисковик sputnik.ru заказал якобы Д. А. Медведев еще в 2008 году, потому что ему "не понравилось освещение событий в Интернет". Официально создает госпоисковик компания "КМ медиа", прикупленная "Ростелекомом" в 2012 году у холдинга "КМ онлайн" (портал km.ru и Интернет-энциклопедия "Кирилл и Мефодий"). В проект "Ростелеком" якобы уже вложил $20 млн, или 640 млн руб., и к 2014 году окончательно проиндексирует российские источники Интернет. Хотя степень готовности изделия не уточняется, зато известно, что "Ростелеком" ищет разработчиков у владельцев уже состоявшихся поисковиков - "Яндекс", Mail.ru Group и Google. Как всегда в госкомпаниях, "продвигать" госпоисковик будут путем установки по умолчанию в органах власти и госкомпаниях. То есть и это сомнительной ценности изделие оплатит население.
Зачем это нужно, если и сейчас Яндекс/Yandex выдачи подергает заказанной госорганами цензуре? Вот недавний пример цензуры: "Яндекс.Новости" как Министерство Правды", http://shaptchits.livejournal.com/29169.html. Это сокрытие информации об уничтожении памятников 6 тысяч лет истории России на Охтинском мысу в интересах Газпрома. А что ж тогда вытворяют для сокрытия подлинной информации о предметах экономических и политических интересов населения РФ?
В КНР, например, такой же национальный поисковик давно работает, и в ответ на запрос о Далай Ламе предлагает путеводитель по Тибету. И никаких проблем!
Любопытно, что даже заявок в Роспатент на регистрацию товарного знака подано сразу две. "Ростелеком" подал заявку в виде "Спутник-Ростелеком", а непосредственный разработчик сервиса "КМ Медиа" - "Спутник Ростелеком".