Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИТ и образование


Информатизация образования в Санкт-Петербурге

О. Андронова, editor@ci.ru


Продолжаем публикацию серии статей, посвященных общегородским автоматизированным системам и проектам. В этот раз редакция "КИ" обратилась к теме информатизации образования в городе. В рамках национального проекта "Образование" информатизация системы образования Санкт-Петербурга планомерно развивалась по трем направлениям:

Информатизация образования на территории нашего города регламентируется постановлениями правительства Санкт-Петербурга об утверждении плана мероприятий на 2006-2008 годы по реализации концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." от 13.12.2005 за № 1881. На заседании правительства от 30.09.2008 года утвержден "План мероприятий по информатизации системы образования Санкт-Петербурга на 2009-2010 годы".

За сведениями по теме "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательной сфере Санкт-Петербурга" мы обратились к специалистам двух профильных комитетов - заместителю Комитета по информатизации и связи Алексею Вольдемаровичу Азарскову и ведущему специалисту Комитета по образованию Игорю Федоровичу Базлову.


В.: На какой базе развертывается информатизация образования?

И. Б.: Такой базой являются все общеобразовательные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования, ряд учреждений дополнительного образования, научно-методические центры и органы управления образованием в районах города.

А. А.: Согласно распоряжению губернатора СПб, сотрудники Комитета по информатизации и связи провели большую работу по централизации всех сетей передачи данных, используемых органами госвласти и государственными учреждениями города, чтобы включить их в существующую единую мультисервисную телекоммуникационную сеть - ЕМТС. Именно ЕМТС является единой городской базовой инфраструктурой, на базе которой строятся и развиваются все городские проекты, независимо от их отраслевой принадлежности, - проекты в образовании, здравоохранении, жилищной сфере и так далее.
Причиной централизации была необходимость минимизации бюджетных расходов. Раньше каждый орган госвласти строил свою сеть, и потом еще тратил деньги на ее обслуживание. Поэтому руководством города было принято решение о создании единой сети и оказании на ее основе как необходимых общих услуг, так и отраслевых сервисов. Общие сервисы - это, например, доступ к серверам госзаказа, к серверам Комитета финансов, электронная почта, антивирусное ПО, доступ в Интернет - предоставляются всем заинтересованным бюджетным учреждениям централизованно.


В.: Какие технические средства устанавливаются в школах для информатизации образования?

И. Б.: Компьютерные классы, в т. ч. мобильные, отдельные компьютеры, мультимедийные проекторы, электронные доски, цифровые лаборатории. Так, за 2007 год общеобразовательным учреждениям были переданы 240 стационарных и мобильных компьютерных класса (в 2006 году - 171 компьютерный класс), 248 комплектов электронных досок (в 2006 году - 71 комплект), 228 мультимедийных проекторов (в 2006 году - 102), 91 цифровая лаборатория по физике, химии, биологии (в 2006 году - 12), 928 отдельных компьютеров для школьных библиотек и управления образовательными учреждениями (в 2006 году - 285 компьютеров).
Осуществлена закупка 223890 единиц лицензионных программ по различным предметам (в среднем по 270 единиц на 1 образовательное учреждение). Это в 90 раз больше по сравнению с 2006 годом. В 2008 году предстоит большая работа по внедрению программного обеспечения в образовательный процесс


В.: Какова роль Комитета по информатизации и связи в определении технического задания, в соответствии с которым строится информатизация школ? Ведется ли надзор за тем, какие решения принимаются Комитетом по образованию в области информатизации школ?

А. А.: В настоящее время Комитет по информатизации и связи централизованно закупает технику для всех органов госвласти. Политика централизации закупок для органов госвласти показала свою эффективность и дала солидную экономию городских бюджетных средств. А недавно было принято решение о том, что и компьютерную технику для школ также закупаем мы. При этом специалисты Комитета по образованию собирают заявки со школ и составляют техническое задание на конкурс. Сейчас все задания по информатизации органов госвласти поступают в Комитет по информатизации и связи на экспертную оценку. Мы в первую очередь изучаем техническую возможность исполнения технического задания в указанный срок и выделенные лимиты финансирования. Мы также изучаем грамотность и обоснованность технических решений. Это позволяет проводить линию на однотипность применяемых решений, что в дальнейшем облегчает использование и обслуживание техники.


В.: Существует ли понятие базового комплекта компьютерной техники для школ и из чего он состоит?

И. Б.: Утвержденной конфигурации нет, но в современной школе должны быть стационарные и мобильные компьютерные классы, цифровые лаборатории, электронные доски с мультимедийными проекторами, сетевое оборудование для объединения компьютерной техники в сеть и подключения к Интернет для работы с образовательным контентом.

А. А.: Вопрос унификации оборудования, используемого в учреждениях образования города, осложняется различием в их уровнях информатизации и большим парком унаследованной аппаратуры. Ведь компьютеры и периферийные устройства в наши школы за прошедшие годы попадали самыми разными путями: что-то ставилось на средства городского бюджета, а что-то приобреталось самими школами и лицеями или дарилось родителями и спонсорами. Поэтому пока мы не видим возможности развертывания в каждой школе унифицированного решения. Точно так же различен и уровень сетевой инфраструктуры в учреждениях образования: где-то есть единые школьные сети, что, конечно, повышает эффективность использования средств информатизации в учебном и воспитательном процессах, а где-то компьютерные классы не связаны между собой.


В.: Существует ли понятие базового набора ПО для школы и из чего он состоит?

И. Б.: Да, в этот комплект входит набор ПО, который распространяется в рамках национального проекта "Образование". В стандартный пакет лицензионных программ входят ОС, пакет офисных приложений, антивирусное ПО, архиватор, программы для обработки фотоизображений и автоматизации процесса управления школой. Комплект, получивший название "Первая помощь 1.0", включает 56 дисков. В пересчете на одну школу стоимость пакета лицензионного ПО на 3 года составляет около 30 тыс. руб. (2 тыс. руб. на один школьный компьютер). Стоит отметить, что с 2005 года школы города обеспечиваются лицензионно чистым ПО.


В.: Как организовано подключение школ к Интернет?

И. Б.: К концу 2007 года в Интернет были подключены все общеобразовательные учреждения города.

А. А.: Для того, чтобы учащиеся максимально быстро могли воспользоваться современными технологиями, мы подключали школы по временным каналам через коммерческих телекоммуникационных операторов города. Разумеется, операторы для выполнения этих функций были выбраны по результатам проведения конкурса.
Теперь постепенно, по мере выделения средств по заявкам Комитета по образованию, мы приводим в учреждения образования - школы, техникумы, лицеи, ПТУ - постоянные высокоскоростные каналы пропускной способностью минимум 10 Мбит/сек., построенные на оптоволокне и принадлежащие городу (посредством ЕМТС).
В прошлом году мы подключили для работы с электронной почтой даже все городские детские сады. Но туда оптику, кончено, не подводим, потому что пока передавать туда огромное количество образовательного контента не требуется, они имеют доступ в ЕМТС через модемные пулы.


В.: Как обеспечивается безопасность работы учителей и учеников в сети? Кто обслуживает технические и программные средства в школах?

И. Б.: Комитет по образованию Санкт-Петербурга разрабатывает программу внедрения системы контентной фильтрации с целью предупреждения доступа к ресурсам, содержание которых не соответствует образовательным целям. Организацией обслуживания занимаются структурные подразделения информатизации образования в районах - в каждом районе по-разному.

А. А.: Что касается ЕМТС, то, согласно федеральному закону, каждый год проводится конкурс и выбирается организация, которая предложит лучшие условия по ее обслуживанию. И ЕМТС обслуживается целиком, а не по сегментам - образования, медицины и т. д. Тем и обеспечивается ее работоспособность и высокий уровень сервиса всем пользователям - от Комитета финансов до рядовой районной школы.
ЕМТС является защищенной сетью, поэтому с точки зрения безопасности прохождения персональных и конфиденциальных данных все соответствует официальным требованиям.
Со школьными сетями в процессе обслуживания периодически возникают проблемы. Школы "хватают" вирусы - и начинаются спам-рассылки по Сети. Такие школы мы временно выводим из обслуживания, пока не решается такая проблема.
Полагаю, разумно было бы активнее привлекать районные отделы образования при администрациях районов, где уже имеются специалисты по информатизации, и на их базе организовывать обслуживание техники и поддержку ПО в школах. А Комитет по информатизации и связи окажет поддержку данному процессу в пределах своей компетенции.


В.: Как организовано повышение квалификации учителей?

И. Б.: По заявкам районных органов управления образованием в соответствии с перечнем образовательных программ. За 2007 год свою квалификацию в сфере применения ИКТ повысили более 6000 педагогов. В городе 84 общеобразовательных учреждения ведут опытно-экспериментальную работу в области ИКТ. На базе этих учреждений регулярно проводятся семинары и конференции, круглые столы и мастер-классы по апробации средств информатизации в учебном процессе. А на базе научно-методического центра Василеостровского района ведутся работы по практическому использованию дистанционных форм обучения детей-инвалидов.


В.: В преподавании каких предметов рекомендовано использовать ИТ в школах?

И. Б.: Мы не ограничиваем наших учителей в сфере применения ИТ в образовательном процессе. ИКТ уже сейчас стали неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и процесса управления, начиная с управления общеобразовательными учреждениями и заканчивая управлением образованием на уровне города.


Спасибо за интервью, и желаем от всей души успехов в работе!



Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru