Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


КОМПАС помог справиться с огромным объемом данных


СПб ФГУП Изотоп оказывает клиентам полномасштабный изотопный сервис, т.е. обеспечивает приборами, оборудованием, средствами защиты, необходимыми для работы с радиоактивными веществами. Предприятие предоставляет специальный транспорт и склады, обеспечивает клиентов информационными и справочными материалами, техническими консультациями. Отдельным направлением деятельности является проведение информационно-просветительской работы среди населения.

Для управления предприятием установлено 98 компьютеров, объединенных в локальную сеть. Она состоит из нескольких сегментов. В сети функционируют 5 серверов, 4 из которых обслуживают различные подразделения, а один отведен под зеркалирование сервера с бухгалтерской БД. 12 рабочих мест в бухгалтерии и 6 - на складах автоматизировано на основе корпоративной информационной системы КОМПАС, таможенная деятельность осуществляется с помощью системы Декларант, используется юридическая информационная система Консультант Плюс. Плановый отдел работает с программой 1С:Зарплата. Отдельный программный комплекс обслуживает нужды транспортного отдела.

Автоматизация деятельности ФГУП Изотоп типична для российских предприятий среднего бизнеса. Поэтому редакция КИ обратилась к начальнику отдела технической информации (ОТИ) Изотопа Сергею Семенову с просьбой рассказать о процессе выбора и внедрения программного обеспечения и планах дальнейшего развития информационной структуры предприятия. В беседе также участвовали сотрудники ОТИ Валерий Максимов, Андрей Никитин и сотрудница бухгалтерии Татьяна Маркова. Вела интервью главный редактор КИ Ольга Андронова.

В. Насколько актуальна для предприятия автоматизация его деятельности?

О. Штат нашего предприятия включает не слишком большое число сотрудников, но они выполняют множество разнообразных работ. Высокая интенсивность бизнес-процессов влечет за собой необходимость создания и использования огромного объема данных. Вручную осилить переработку этой информации просто невозможно.

В. Какова роль ОТИ в процессе автоматизации?

О. ОТИ отвечает на предприятии за внедрение новых технологий, приобретение и обслуживание оргтехники, за ПО. Зачастую подразделения Изотопа сами предлагают несколько вариантов решений. Мы должны их оценить и выбрать наиболее приемлемое.

В. Приходилось ли вам обучать сотрудников и как?

О. Обучали всему начиная с основ работы на компьютере. Ведь DOS сменился на Windows, и к этому пришлось привыкать. Но оторвать людей от рабочего процесса и отправить на обучение Windows мы не могли, т.к. в бухгалтерии много работы. То есть все обучение проходило на рабочих местах.

В. Какие задачи стояли перед вами на момент выбора программного комплекса?

О. Изначально была программа, созданная собственными программистами на Clarion. И на том этапе руководство планового отдела и бухгалтерии запретило использовать сетевой режим. На каждом рабочем месте был свой модуль для обработки только той информации, за которую отвечал конкретный бухгалтер. Так решались бухгалтерско-финансовые задачи и задачи планирования. Между компьютерами информация переносилась только в бумажном виде.
Необходимость перехода на новые технологии обусловливалась обилием изменений в бухгалтерском деле, увеличением количества отчетных документов, обрабатываемой информации.

Сложность состояла в том, что наши бухгалтеры уже немолоды, и нужно было преодолеть их естественный страх перед всем новым. Но благодаря нашему главному бухгалтеру, Елене Владимировне Захаровой, процесс автоматизации был инициирован. Она его в дальнейшем и курировала.

В. Как вы выбирали ПО для автоматизации бухгалтерии?

О. ОТИ предложил несколько разработчиков. Дальше выбирали, исходя из функциональных возможностей ПО и его цены. Например, корпорация Галактика предложила сначала провести полный анализ деятельности предприятия. Нас сразу раскручивали на большие вложения финансовых средств. А если бы нас не удовлетворил результат обследования? Деньги-то уже потрачены! И далеко не факт, что по результатам обследования они предложили бы нам удобный вариант.

В. То есть вас больше устроил итерационный метод, при котором вы берете какую-то одну задачу с перспективой масштабирования на то время, когда эти задачи станут настолько важны, что руководство будет готово выделить деньги?

О. Именно так, постепенно. Мы пошли снизу вверх. Исходили из того, что хочет получить каждый из 12 бухгалтеров. В процессе внедрения нас много ругали и никогда не хвалили. А вот когда на рабочих местах люди поняли, что они могут получить от автоматизации, тогда пошло резкое улучшение отношения к ПО. Так что процесс внедрения шел скачкообразно.
Фирму-партнера мы выбирали из тех, кто работает на компьютерном рынке не первый год; имеет законченный продукт; мог предоставить информацию о том, где этот продукт стоит и кто на нем работает. И, конечно, стоимость. Исходя из этих критериев, была выбрана компания КОМПАС. Мы выбрали ее потому, что она предложила приемлемый план создания КИС. Важным фактором была и открытость программы.

К середине 1999 г. мы запустили подсистему Управление закупками, запасами и продажами КИС КОМПАС на складах. Бухгалтерская часть полноценно заработала в апреле 2000 г. Тогда это была файл-серверная версия. Затем мы перешли на версию под MS SQL Server. Сейчас идет обычный процесс настройки и адаптации MS SQL-версии.

В. Были ли проблемы с финансированием процесса автоматизации?

О. Да. Не потому, что у нашего предприятия были финансовые проблемы, а потому, что когда мы начинали внедрение КОМПАС, в стране был финансовый кризис. Поэтому действовали, учитывая реальные возможности на тот момент.

В. Финансирование определялось руководством каждый раз по мере приближения к тому, что вы хотели получить?

О. Практически, да. Потребовались большие затраты на смену всего парка компьютеров. Раньше для работы под DOS и Clarion в бухгалтерии 386 машин хватало. Вообще у нас техника покупается только под решаемые на данном рабочем месте задачи.

В. Когда вы объясняли, что бухгалтер может получить от автоматизации, как вы формулировали цель? Снижение издержек, повышение прозрачности процессов, возможность улучшить управляемость?

О. О снижении издержек на первом этапе речь не шла.

В. Никому из бухгалтеров не угрожало увольнение?

О. Нет, так вопрос не стоял. Больше всего интересовали целостность предоставления данных, прозрачность всей бухгалтерии и возможность анализа состояния дел и планирования.

В. Какие подразделения автоматизированы с помощью КОМПАС?

О. Бухгалтерия, плановый отдел и склад. Складской учет автоматизирован в полном объеме приход материальных ценностей, списание, составление оборотных ведомостей, печать складских карточек. У нас есть склад, расположенный в Ленобласти. Там также учет ведется на КОМПАС, а в базу центрального офиса данные попадают с помощью включенной в состав пакета процедуры Удаленный склад. Мы хотели организовать удаленный доступ, но, к сожалению, проложенный в этих целях кабель постоянно воруют. Поэтому пока работаем над поиском надежных каналов связи. В сфере финансового и бухгалтерского учета КОМПАС охватил практически все участки, за исключением учета реализации и составления налоговой декларации. Эти 2 последние задачи в стандартной версии пакета тоже есть, но пока не было времени заняться их внедрением, настройкой на особенности нашего учета. Касса, учет средств на расчетном счете, выпуск платежных поручений, валютные расчеты, расчеты с поставщиками и подрядчиками, книга покупок полностью автоматизированы с помощью КОМПАС. Книга продаж нет, потому что, как мы уже говорили, учет реализации пока не внедрен. Можно упомянуть еще целый ряд более мелких (но, тем не менее, достаточно трудоемких) задач, которые решаются на основе КОМПАС например, выставление счетов-фактур. Потихонечку мы подтянем и все остальное, а оборотную ведомость и баланс мы уже сводим на КОМПАС.

В. Как проходил процесс внедрения системы?

О. Мы были одними из первых, кто приобрел версию КОМПАС под Windows. Поэтому процесс внедрения был достаточно сложным и трудоемким. Но надо отдать должное сотрудникам КОМПАС они работали с нами в тесном контакте, очень оперативно исправляли все недостатки и шли навстречу нашим пожеланиям.

В. После того как вы перешли на Компас, пришлось перестраивать работу бухгалтерии?

О. Нет. Одна из наиболее важных сторон КОМПАС это открытость системы. Бухгалтерия у нас разбита на участки, отвечающие за отдельные задачи, а стандартную версию КОМПАС можно самостоятельно изменить таким образом, чтобы даже в меню каждый пользователь видел только те функции, которые относятся к его непосредственной работе.

В. Как решаются вопросы обеспечения безопасности и защиты информации при работе бухгалтерии в сетевом режиме?

О. Бухгалтерия выделена в отдельную подсеть, доступ в которую с компьютеров других отделов предприятия строго ограничен. Так же в самом КОМПАС администратор БД может разграничить доступ (для каждого рабочего места настраивается свое меню, и бухгалтер получает только ту информацию, которая нужна ему для работы на его участке).

В. Как обучались КОМПАС?

О. В процессе общения с поставщиком. В ОТИ было 2 программиста, писавших задачи на Clarion. Они теперь работают в бухгалтерии и помогают обучать бухгалтеров. Если необходима адаптация стандартного рабочего места под конкретную задачу или есть другая проблема, то эти сотрудники либо решают ее самостоятельно, либо формулируют ее для программистов КОМПАС. То есть работают переводчиками.

В. В связи с чем возникла необходимость перейти на версию под MS SQL Server?

О. Резко возрос объем данных. Только по документам об отпуске товаров и оказании услуг за год база данных увеличивается на 50000 записей. А наши бухгалтеры хотят держать в оперативном доступе информацию за 3-4 последних года. Это около 350 МБ. Клиент-серверная версия обеспечивает более высокое быстродействие и надежность в работе. Раньше мы меняли системные блоки, повышая их параметры. И в конце концов поняли, что дальше некуда. Очень удачно, что КОМПАС мультиплатформенная система, и нам не пришлось искать другого партнера.

В. А объем резервного копирования?

О. Около 450 МБ ежедневно.

В. Каков объем оперативной памяти у сервера?

О. 256 МБ. Сервер однопроцессорный, но еще один сервер осуществляет практически зеркалирование основного.

В. Как ваше руководство рассматривает процесс автоматизации бухгалтерии это разовая акция или этап комплексной автоматизации предприятия? Планирует ли ваше предприятие дальше развивать сотрудничество с КОМПАС?

О. У нас есть много задач, которые надо автоматизировать. Когда-то на предприятии было 3 одноранговых сети. Позднее мы их объединили. Теперь, естественно, мы должны работать в едином информационном пространстве.

Но исторически так сложилось, что в Изотопе используются под разные цели различные системы. Например, изначально в КОМПАС был слабый модуль Зарплата, поэтому мы вынуждены были приобрести версию 1С:Зарплата. Сейчас-то КОМПАС доработал свою программу так, что даже выиграл конкурс Бизнес-софт 2001. Не решена в КОМПАС и задача автотранспортного предприятия, поэтому используем разработку компании Альт-Софт, написанную на Fox Pro. Теперь встала проблема объединения данных. Мы стремимся работать в единой системе и будем реализовывать это намерение частично за счет перевода ряда задач на КОМПАС, частично путем написания шлюзов между имеющимися программами.

Сергей Семенов,
Татьяна Маркова,
Валерий Максимов
и Андрей Никитин
(справа налево)

 

 

ООО Компас
199178, СПб, а/я 976
тел/факс: (812) 327-7428/7626
e-mail: market@compass.spb.ru
http://www.compas.ru

 



       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи 20'2001 || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru