Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


ИТ в правовом поле


Учимся жить в правовом поле: Ростехрегулирование

Интервью с И. Ю. Павловым, адвокатом, директором Института Развития Свободы Информации

В.: В чем смысл претензий к Ростехрегулированию?

О.: Официальным поводом для обращения в суд стал отказ Ростехрегулирования разместить на своем официальном сайте www.gost.ru ГОСТы продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации, а также обеспечить свободный доступ к этим информационным ресурсам.

В.: Какими статьями законов РФ регулируется деятельность Ростехрегулирования и какие из них были нарушены?

О.: Действующее законодательство России, в т. ч. постановление Правительства РФ N 594 от 25 сентября 2003 года, которым утверждено "Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации", обязывает Ростехрегулирование (бывший Госстандарт) размещать на своем официальном сайте все государственные стандарты качества производимой и реализуемой на территории России продукции. Однако эта обязанность органом государственной власти не исполняется.

Когда потребитель, сомневающийся в соответствии качества той или иной продукции, обращается за интересующим его ГОСТом в Ростехрегулирование - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение базы данных всех национальных ГОСТов, то чиновник ему отказывает и предлагает обратиться в "специализированную организацию". А в "специализированной организации" гражданину предлагают оказать информационную услугу и приобрести желанный документ за "скромную" плату в 500 рублей за страницу. Кроме того, при получении копии ГОСТа с потребителя возьмут обязательство относиться к полученному документу как к конфиденциальной информации.

Таким образом, орган государственной власти сам создал условия для сокрытия от общественности значительного объема социально значимой информации. Вместе с тем, ряд коммерческих структур при поддержке Ростехрегулирования наладили торговлю информацией из государственных информационных ресурсов.

В результате указанного бездействия не только нарушается конституционное право граждан на доступ к государственным информационным ресурсам, но и создаются условия для процветания коррупции.

Нам известно, что во время разработки постановления Правительства, согласно которому все ГОСТы должны быть опубликованы для открытого доступа на сайте Ростехрегулирования, доходило до угроз в адрес разработчиков нормативного правового акта - сотрудников Минэкономразвития РФ. Угрозы исходили со стороны тех коммерческих структур, которые опасались, что ГОСТы станут общедоступными, и их бизнес по торговле государственными информационными ресурсами потеряет актуальность.

Как только мы попытались через суд добиться исполнения этого постановления, то угрозы переросли в откровенную уголовщину. Так, незадолго до рассмотрения этого судебного дела в кассационной инстанции, утром 31 мая 2006 года я сам подвергся нападению со стороны неизвестных молодых людей у подъезда своего дома. Какое-то время пришлось провести в госпитале с черепно-мозговой травмой. В этот же день несколько неизвестных лиц попытались ворваться в офис Института. Кроме того, другой юрист Института, участвующий в этом деле, заметив у подъезда своего дома несколько подозрительных автомобилей с иногородними государственными номерами, был вынужден временно сменить место жительства.

В.: Как проходили судебные заседания по делу Ростехрегулирования?

О.: 20 февраля 2006 года Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил жалобу юристов Института, направленную туда еще в сентябре 2005 года, и обязал Ростехрегулирование опубликовать на своем официальном сайте тексты стандартов и общероссийских классификаторов.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обжаловало решение суда в кассационном порядке, однако 8 июня 2006 года Санкт-Петербургский городской суд отказал Ростехрегулированию в удовлетворении кассационной жалобы и вынес решение, согласно которому, агентству было предписано обеспечить опубликование ГОСТов в Интернет.

В июле 2006 года судебным приставом-исполнителем Центрального административного района г. Москвы было возбуждено исполнительное производство. В постановлении пристава указывалось, что руководитель Ростехрегулирования обязан в трехдневный срок исполнить решение суда, иначе он будет подвергнут административному наказанию.

Вопреки всем предписаниям суда, а также постановлению о возбуждении исполнительного производства, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии до сих пор с завидным упорством предлагает заказать и получить опубликованные стандарты на своем сайте, обратившись в соответствующие Интернет-магазины, где, в свою очередь, указана стоимость данной информации и способы перечисления средств. Таким образом, основное требование суда об опубликовании текстов национальных стандартов на официальном сайте Ростехрегулирования в сети Интернет по сей день остается неисполненным.

В.: Сколько времени занял судебный процесс?

О.: Судебный процесс по делу был инициирован еще в сентябре 2005 года. Таким образом, с момента подачи жалобы юристами Института Развития Свободы Информации в отношении Ростехрегулирования (относительно публикации текстов стандартов) прошло уже больше года.

В.: Какие доводы приводили представители Ростехрегулирования в свою защиту?

О.: Изначально Ростехрегулирование ссылалось на то, что должно публиковать не тексты ГОСТов, а только перечень их названий, настаивая на своем праве торговать этой информацией.

Кроме того, в обосновании своих возражений Федеральное агентство ссылается на то, что свободный доступ к информации, равно как и ее опубликование, не означает автоматически бесплатного доступа к ней. Между тем, суд не согласился с этими аргументами и вынес решение в пользу защиты права на свободный и бесплатный доступ к текстам стандартов.

В.: Удалось ли добиться исполнения судебного решения?

О.: В сентябре Институт получил от Ростехрегулирования письменное уведомление о том, что решение суда исполнено. На официальном сайте Агентства действительно создан раздел для публикации текстов национальных стандартов. Однако наши попытки ознакомиться с текстом какого-нибудь стандарта не увенчались успехом. В реальности на сайте Ростехрегулирования можно увидеть только список из названий новых или измененных стандартов, дифференцированных и размещенных по дате их поступления, начиная с августа 2006 г. Доступа к самим текстам стандартов в данном разделе сайта Ростехрегулирования по-прежнему нет.

Письмо Ростехрегулирования об исполнении решения суда стало достаточным поводом, чтобы судебный пристав-исполнитель прекратил исполнительное производство. Пристав даже не удосужился проверить факт исполнения решения, сообщив нам, что он привык верить коллегам-чиновникам "на слово", а кроме того, у него нет технической возможности проверить достоверность полученной им информации, поскольку на его рабочем месте: отсутствует выход в Интернет.

Дезинформацию об исполнении решения суда Ростехрегулирование распространило среди федеральных органов исполнительной власти. Такие уведомления были направлены и в Администрацию Президента РФ и в Аппарат Правительства РФ, Генеральную прокуратуру. Мы тут же направили опровержение в те же структуры и предложили им самим убедиться в том, что должностные лица Ростехрегулирования пытаются ввести всех в заблуждение.

Пока не видно, что наши усилия находят понимание и поддержку у тех государственных органов, которые призваны следить за исполнением законов в этой сфере.

Жалобу на действия судебного пристава мы также направили в один из районных судов Москвы, где в ближайшее время будет рассматриваться вопрос о возобновлении исполнительного производства. Так что, не все идет гладко, но процесс исполнения решения мы будем доводить до конца.

В.: Есть ли законные способы заставить госструктуры исполнять законы РФ и основанные на них судебные решения?

О.: Как показывает практика судебных процессов, суды неохотно принимают к рассмотрению дела, где оспариваются действия госорганов. Если у суда есть хотя бы малая возможность отказать в удовлетворении жалобы гражданина и отдать предпочтение позиции государства, то он ею обязательно воспользуется. В случае с Ростехрегулированием у суда такой возможности не было, и ему пришлось согласиться с нашей позицией под тяжестью неоспоримых аргументов.

По моему глубокому убеждению, действующего законодательства в области регулирования доступа к социально значимой информации вполне достаточно для того, чтобы обеспечить право граждан. Главная проблема в России - это то, что на практике оно плохо исполняется и неверно интерпретируется. Судебная система также оказывается неэффективной по части обеспечения гарантий прав граждан. Таким образом, создается лишь иллюзия того, что мы живем в правовом государстве, как это записано в Конституции России. Я считаю, что сегодня не существует острой необходимости в принятии новых законов, важно научиться соблюдать те, что уже были в свое время приняты. По моему глубокому убеждению, действующее законодательство России в своей большей части более демократично, чем в тех странах, которые принято называть странами с традиционной демократией. Однако между нашими хорошими законами и практикой их применения лежит пропасть. И сократить эту пропасть может только независимый суд. Таким образом, только развитие судебной системы в России поможет решить проблему перекоса между законодательством на бумаге и реальной жизнью на практике.

Наш конкретный случай продемонстрировал, что законные способы добиться судебного решения есть. Однако для того, чтобы добиться превращения бумажного успеха в улучшение ситуации в реальной жизни, придется еще поработать. Поработаем!

Редакция газеты "Компьютер-Информ" вот уже 13 лет работает в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. И мы всегда рады рассказать нашим читателям о положительных примерах применения ИКТ в жизни. Наиболее яркий из таких примеров, безусловно - создание т. н. "электронного правительства" в нашей стране и обеспечение права любого гражданина России свободно ознакомиться с действиями чиновников (и их результатами). Физическую возможность реализовать это право дает Интернет. Одна из таких госструктур, оказывающих определяющее влияние на развитие науки и техники в России, - это организация "Ростехрегулирование". И мы предоставляем нашим читателям возможность судить самим об исполнении этой организацией постановлений Правительства РФ и судебной системы и выполнении ее сотрудниками своих прямых обязанностей. От себя еще замечу, что и нынешние самые развитые страны от права кольта к высоким зарплатам правоведов пришли не за 10 лет. Так что, у нас впереди еще долгая дорога. Главное - чтобы эта дорога шла в правовом поле и очень бы хотелось - в стране не дураков, а гениев. - Гл. ред. "КИ".


Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru