Компьютер-Информ || Архив || Рубрики || Поиск || Подписка || Работа || О "КИ" || Карта


 

Образование и Интернет


От редакции
Интернет из развлечения яйцеголовых стремительно превращается (деградирует?) в средство массовой информации. То есть, связывает уже всех со всеми. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
А как же с потребностью сеять разумное, доброе, вечное? Как сейчас отражаются в Интернет те сферы, в которых, собственно, эта сеть и родилась? За ответом на этот вопрос редактор КИ И. Бойцов обратился к Алексею Викторовичу Сигалову известному в нашем городе (и в России) автору первых выпусков справочника Желтые страницы Интернет и заместителю директора СПб филиала ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций Информика. Беседа с ним легла в основу этой статьи
.


Ты вспомни, как все начиналось....

Формирование коммерческого образовательного сегмента сети Интернет в России началось примерно в 1991 году. Среди первых здесь можно назвать сеть Relcom. В то же время стало возможным пользоваться сервисами электронной почты (в Relcom это можно было делать в режиме онлайн). В 1993 году начался ряд проектов по развитию научно-образовательных сетей. На тот момент большинство крупных передовых вузов имело тонкий канал для связи с Relcom, т. е. функционировало телефонное подключение со скоростями передачи данных 14,428,8 Кб/c. Физически это была одна Unix-машина в организации, получавшая из Relcom электронную почту. А онлайновый доступ мог осуществляться только в терминальном режиме. Начавшимся в то время проектам финансовую поддержку оказывало либо государство, либо различные фонды.

Хотелось бы всех поименно назвать

В начале 1994 года в рамках программы Университеты России появилась сеть RUNNet (Russian University Network, http://www.runnet.ru). В связи с отсутствием цифровой наземной транспортной инфраструктуры, создание RUNNet началось со спутникового сегмента сети российских университетов, соединившего на первом этапе шесть регионов России (два крупных базовых узла находились в Москве (МГУ) и Санкт-Петербурге (ИТМО), а также в Екатеринбурге, Новосибирске, Саратове и Ульяновске) через коммуникационные узлы на базе крупнейших университетов и предоставившего научно-образовательному сообществу условия доступа в Интернет и возможности работы с современными технологиями, которые в то время были недоступны в сетях коммерческих провайдеров Интернет. Развитие сети RUNNet на базе систем спутниковой связи позволило не только крупнейшим вузовским центрам, но и многим научным организациям в различных регионах страны осваивать Интернет-технологии реального времени, создавать Web-серверы и базы данных. К 1995 г. к сети RUNNet были подключены Барнаул, Владивосток, Нижний Новгород, Иркутск, Томск, а потом еще и еще. В результате, за пару лет на спутниковых каналах связи выросла инфраструктура (более 20 узлов), покрывавшая почти всю страну. Втот период (19951996 гг.) типичные скорости передачи данных составляли 64256 Кб/с.

Естественно, что когда в крупном вузе города появлялся Интернет, то через него потихоньку начинали подключаться и другие учебные заведения, т. е. он сам становился региональным провайдером. Так, одновременно с RUNNet и магистральными каналами связи начали развиваться и региональные научно-образовательные сети. О масштабах трафика в сети можно было судить по зарубежному каналу, который к тому времени составлял 256 Кб.

Примерно в то же время 19931994 гг. начали развиваться еще несколько академических проектов, которые живы и до сих пор. Это сеть Radio-MSU (НИИ ядерной физики при МГУ, http://www.radio-msu.net), объединявшая институты ядерной физики и физики высоких энергий, как в России, так и в республиках бывшего СССР. Она также имела узел в Гамбурге, через который можно было выйти в глобальную сеть. Развитие сети спонсировалось европейскими образовательными программами.

Сеть FREEnet была основана в 1991 г. по инициативе Института органической химии им. Н. Д. Зелинского (ИОХ РАН), и имеет центр управления в Центре компьютерного обеспечения химических исследований ООТХ РАН. Название сети FREEnet является сокращением от The network For Research, Education and Engineering (www.free.net). Данная сеть создавалась как корпоративная некоммерческая компьютерная сеть, объединяющая на добровольной основе академические компьютерные сети, организации Академии наук, университеты, вузы, другие научные, учебные и исследовательские организации. По информации на сайте, сеть имеет 14 региональных отделений в России и отделение в Республике Беларусь. FREEnet обслуживает ряд крупных научных учреждений, университетов, вузов, других организаций преимущественно из сферы науки, образования, культуры и здравоохранения. Вчисло этих организаций, наряду с ведущими научными и образовательными учреждениями, входит и ряд крупнейших библиотек страны. В созданную на базе рассматриваемой сети Вневедомственную ассоциацию компьютерных сетей FREEnet входят и другие научно-образовательные сети, в том числе региональные. С 2001 г. опорная сеть поддерживает протокол IPv6. Среди регионов, где происходило развитие сети FREEnet, можно отметить Москву и Московскую область, Великий Новгород, Казань, Челябинск, Ярославль.
Также появилась RELARN IP (RELARN ассоциация пользователей академических сетей, http://www.relarn.ru). Данная сеть развивалась вокруг РосНИИРОС, единственной на протяжении некоторого времени организации, регистрирующей доменные имена.

Огромную роль сыграло и то, что в то же время фонд Сороса реализовал свой первый проект оптоволоконное кольцо на юге Москвы южную Московскую опорную сеть (ЮМОС, www.umos.ru). Сеть объединила МГУ, институты Академии наук, ряд московских вузов и библиотек. Таким образом, были созданы предпосылки для обмена данными между институтами, а ЮМОС явилась первой некоммерческой оптоволоконной сетью в Москве.

Магистральные пути

Итак, в период с 1991 по 1996 гг. появились сети учебных заведений на спутниковых и радиоканалах связи.
В становлении и развитии опорной сети RBNet (Russian Backbone Network, http://www.rbnet.ru) наиболее важную роль сыграло принятие в 1995 году Межведомственной программы Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы (НСКТ-НВШ), утвержденной Миннауки РФ, Минобразования РФ, Российской академией наук и Российским фондом фундаментальных исследований. Эта сеть строилась в 19962001 гг. в рамках финансируемой отдельной строкой бюджета Межведомственной программы, а головной организацией по ряду важных разделов программы являлся Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС, http://www.ripn.net). Основная цель создания сети RBnet вытекает из ее названия Russian Backbone Network, т. е. Российская Опорная Сеть. Сеть обеспечивает внутрироссийскую связность некоммерческих IP-сетей различной ведомственной принадлежности и предметной ориентации путем создания единой транспортной инфраструктуры, охватывающей всю территорию страны и имеющей узлы, к которым подключаются региональные некоммерческие сети и отдельные организации. Ниже приведены схемы каналов сети RBnet и расположение ее узлов по состоянию на момент завершения межведомственной программы.

Таким образом, в Москве и Санкт-Петербурге были созданы узлы обмена трафиком между сетями. В Москве это точка М9-Х, а в СПб SPB-X на базе ОАО Ленэнерго. Кроме того, началось строительство наземной транспортной академической сети на базе каналов Ростелекома, который в это же время развивал свою оптоволоконную структуру по всей стране. Тогда появились магистральные каналы на Екатеринбург, Новороссийск, Ростов и Хабаровск емкостью до 1 Мб (сейчас их емкость возросла до 24 Мб). Спутниковая инфраструктура становилась уже менее востребованной, а иногда и менее рентабельной (в настоящее время поддерживается 11 каналов спутниковой связи, в том числе в тех местах, где для университетских сетей не реализован наземный канал, например, г. Нальчик и г. Махачкала).

Открытое сообщество

Стоит упомянуть, что параллельно с НСКТ-НВШ существуют так называемые университетские центры Интернет. Всего их было открыто 33 в региональных классических университетах, расположенных по всей территории России от Калининграда до Владивостока. Фактически, это были классы, в которых размещалось от 50 до 130 машин, где студенты и преподаватели могли свободно пользоваться Интернет. Эти классы подключались к Интернет по каналам с пропускной способностью (уже тогда) не менее 256 Кб/сек. Телекоммуникационное оборудование представляло собой сложные коммутационные комплексы на оборудовании IBM, Cisco и Sun Microsystems. На базе этих центров возникли команды по 1020 человек, поддерживающих работу узлов региональной некоммерческой сети, Web-серверов и самих классов. Атак как фонд Сороса выдавал гранты на содержание этих центров, то эти люди получали достойную зарплату (из расчета в месяц $4000$5000 на одно учебное заведение). Таким образом, в академическом контуре Интернет сформировались 33 квалифицированных региональных коллектива. Именно эти люди и стали значительной частью того, что мы называем теперь образовательным сообществом в Сети.
Надо заметить, что все это время емкости каналов за рубеж постоянно пропорционально возрастали.

Окно на Запад

Таким образом, сегодня мы имеем сформировавшуюся структуру российского научно-образовательного сегмента Интернет, которая охватывает практически все крупные города России. А вот основных каналов выхода за рубеж сейчас два. Канал с пропускной способностью в 622Мб/с имеет RUNNet через NORDUnet сеть скандинавских стран (канал проложен через Финляндию), и канал в 622 Мб/с имеет RBnet (канал идет через Стокгольм).

Итак, можно считать, что на данный момент академические сети имеют в сумме 2х622 Мб/с канала, которые полностью не загружаются. В Москве и СПб крупные вузы и научные центры подключены к этой магистральной сети по Fast Ethernet с пропускной способностью в 100 Мб/с, а более мелкие в 10 Мб/с.

А у нас во дворе

Из местных примеров можно назвать построенную в Петербурге по программе Комитета по образованию в Приморском районе полностью оптоволоконную сеть, которая охватывает около 70 школ. Сетями также уже охвачены многие десятки школ в Центральном, Адмиралтейском, Кировском и Петроградском районах города. Все это дает предпосылки для создания Intranet-сети внутри города. И работы в этом направлении постоянно ведутся при активном участии СПб Центра информационных технологий и телекоммуникаций и Вузтелекомцентра (см. КИ 1011/2003).

Контент...

Что касается самого интересного образовательного содержания, выложенного в сетях, то стоит отметить, что государство до последнего времени мало занималось наполнением этого сегмента сети. Поэтому большинство образовательных ресурсов это инициативные проекты кафедр университетов, коллективов лабораторий, а иногда и отдельных энтузиастов. Есть, правда, и исключения крупные фирмы, например, Кирилл и Мефодий, но таких мало.

Сейчас же государство ведет крупную федеральную программу РЕОИС (Развитие Единой Образовательной Информационной Среды) 20012005 гг. Предусмотренные объемы финансирования составляют около 16 млрд рублей. Программа охватывает такие направления, как поставка техники, обучение педагогов, поддержка инфраструктуры научно-образовательных сетей. И именно в рамках этой программы впервые солидно прозвучало направление по созданию образовательных информационных ресурсов. Сейчас основная точка входа в эту тему http://www.edu.ru Федеральный Портал Российское Образование.

...кто и как его использует

Итак, целостная картина на данный момент выглядит следующим образом: образовательная сеть разрастается, к ней подключаются все новые и новые учреждения, есть достаточное количество ресурсов и появляются новые. Количество пользователей крупных ресурсов (по данным Rambler, Spylog) в день составляет от 1000 до 4500 посетителей (в среднем 20002500) и ядро аудитории (постоянные посетители) измеряется тоже тысячами.

Вот здесь-то мы и наблюдаем неприятный факт: к наиболее известным сайтам сборникам рефератов обращается около 1015 тыс. человек в день, что в 5, а иногда и в 10 раз больше, чем на нормальных образовательных порталах. Это не говоря уже о качестве материалов. Так что основная проблема заключается не в недостаточном финансировании, плохом качестве или малом количестве ресурсов, а в том, что нет привычки, навыка пользоваться всем этим. Ведь для того, чтобы действительно полноценно пользоваться образовательными сетевыми ресурсами, необходимо реорганизовать программу обучения, сменить стереотипы. А недостаточная востребованность подобных ресурсов противоречит цели их создания. О малой востребованности говорят и мизерные трафики порталов. Простой пример портал по гуманитарным наукам, где лежат полные тексты малотиражных книг по политологии, новейшей истории. Исходящий трафик этого портала составляет в среднем 200 Кб/с, что, по сравнению с мегабитными емкостями университетских каналов, ничтожно мало. Тем более, если учитывать тот факт, что образовательная сеть NORDUNet строится на 2,4-Гб каналах (и такие сети просто так не строят), а магистральный канал МоскваЕкатеринбург 34 Мб.

Чем обусловлено такое положение дел понятно. Во-первых, гораздо легче скачать готовый реферат, даже низкого качества, чем самому компоновать его из других материалов. Во-вторых малая известность образовательных ресурсов по сравнению с теми же хранилищами рефератов; 2 из 3 школьников знают сайт http://www.referats.ru, а вот, например, http://www.fplib.ru очень немногие. И,конечно же, менталитет, а именно нежелание, а зачастую и невозможность, менять что-либо в образовательном процессе.


       КОМПЬЮТЕР-ИНФОРМ 
          Главная страница || Статьи 1'2003 (20 января - 2 февраля) || Новости СПб || Новости России || Новости мира

Рубрики || Работа || Услуги || Поиск || Архив || Дни рождения
О "КИ" || График выхода || Карта сайта || Подписка

Рассылка анонсов газеты по электронной почте

Главная страница

Сайт газеты "Компьютер-Информ" является зарегистрированным электронным СМИ.
Свидетельство Эл 77-4461 от 2 апреля 2001 г.
Перепечатка материалов без письменного согласия редакции запрещена.
При использовании материалов газеты в Интернет гиперссылка обязательна.

Телефон редакции (812) 718-6666, 718-6555.
Адрес: 196084, СПб, ул.Заставская, д.23, БЦ "Авиатор", 3-й этаж, офис 307
e-mail: editor@ci.ru
Для пресс-релизов и новостей news@ci.ru